Бюджетный срез
Очень не повезло верстальщикам бюджета Саратовской области в нынешнем году. В кои-то веки решили в министерстве экономики и в министерстве финансов позволить себе оптимистический взгляд на доходы и расходы казны. И случился кризис. Сначала его старались изо всех сил не замечать. Когда проект бюджета 2009 года шёл от правительства до думы, чиновники уверяли всех всполошившихся, что, если кризис есть в мире и в России, это совсем не значит, что он есть в Саратовской области. Но к ноябрю согласительная комиссия была вынуждена вносить правки. На минувшей неделе областная дума приняла бюджет в двух чтениях уже с этими изменениями.
Выпадающие налоги подсчитать не взялись
Если говорить схематично, то собирание бюджетных доходов можно приравнять к такому арифметическому действию, как сложение. А распределение расходов бюджета похоже на вычитание из общей суммы. То есть, как ни крути, а до того как заниматься расходами, нужно уяснить, что с доходами.
Основные показатели, принятые для расчёта бюджета-2009, звучали победно. Прибыль предприятий чиновники видели на 54 процента больше в сравнении с прибылью 2008 года. Работников всех предприятий и организаций всех форм собственности ожидал увеличенный более чем на треть фонд оплаты труда. Соответственно, и налоги – на прибыль и на доходы физических лиц – должны были переполнить привычную чашу. И у Саратовской области были все шансы прослыть замечательно управляемым регионом России.
Теперь у руководителей области есть все шансы оказаться на ковре в кремлёвских кабинетах. Дело в том, что когда в Москве осознали, что бюджеты всех уровней не учитывают экономический кризис, то его тут же приказали учесть. Причём скрупулёзно подсчитав выпадающие доходы и найдя и указав источники, из которых образующиеся дыры можно закрыть.
В Саратовской области в работе с бюджетом пошли почему-то по другому пути. С одной стороны, конечно, помог запланированный долг в шесть миллиардов рублей. Когда стало понятно, что получить заём правительству будет трудно, долг из доходной части бюджета вычеркнули. И на всякий случай уменьшили доходную часть ещё на 2,5 миллиарда рублей. Каких именно и сколько налогов недополучит казна, широкой общественности не доложили. Скорее всего, такой раскладки нет.
Расходы сократили социально незащищённым
Есть разблюдовка по снятым с министерств и ведомств расходам (см. таблицу). Здесь представлена только общая картинка. Если полезть глубже, то можно выяснить, что у такого важного бюджетополучателя, как министерство социального развития, из общего минуса в 2 миллиарда 142 миллиона более полутора миллиардов составляют деньги, снятые со статьи «монетизация льгот». Это что означает? Что кому-то из имеющих право на льготы не доплатят? Или что трат (а может, даже льготников) заложили с избытком?
И это не единственный интересный вопрос, который возникает, когда читаешь уточнённую расходную раскладку. Вот, например, снятые с «аппарата управления» миллионы проходят по статье «другие расходы». Это значит, что эти миллионы не относятся к зарплате, к коммунальным платежам, к санаторно-курортному лечению. Там всё неприкосновенно. Сколько было до кризиса, столько и осталось после того, как экономику области заштормило.
В «другие расходы» заложены деньги на не обозначенные цели. Так вот там после секвестра ещё остались 652 миллиона рублей. Вполне хватило бы, кстати, на финансирование отозванных губернатором социальных проектов, улучшающих жизнь социально незащищённых групп населения.
В перерыве заседания губернатор подходил к прессе общаться. На вопрос о возможной экономии бюджетных средств за счёт сокращения штата чиновников ответил честно. Сказал, что сокращения будут, но на этом можно сэкономить незначительно: «Чиновники очень хорошо защищены законом».
Разные доходы людей разного сорта
В 2009 году 19,8 процента от всего населения Саратовской области ежемесячно будет довольствоваться доходом ниже 4870 рублей. Об этом сказано в сопроводительном заключении на проект бюджета профильного комитета облдумы. То есть речь идёт где-то о 600 тысячах человек. Большинство из которых, надо понимать, дети и старики.
На том же заседании областной думы к рассмотрению были приняты поправки, увеличивающие доплатами из областного бюджета пенсии депутатам, работающим в областной думе на постоянной основе. В финансово-экономическом обосновании к проекту предполагается, что уже в 2009 году за этими доплатами обратятся трое. И на этих троих в бюджете придётся отыскать 1 миллион 908 тысяч рублей. По 636 тысяч рублей в год на брата. По 53 тысячи на каждого народного избранника в месяц.
Наименование бюджетополучателя
Согласованное с депутатами
урезание расходов, тыс. руб.
Комитет охраны окружающей среды и природопользования
- 25318
Министерство сельского хозяйства
- 492499
Управление ветеринарии
- 14701
Комитет охотничьего и рыбного хозяйства
- 1610
Комитет по управлению имуществом
- 21700
ГУВД
- 276449
ГУ министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий
- 43573
Министерство по развитию транспортного комплекса
- 385454
Комитет по дорожно-транспортному строительству и эксплуатации дорог
- 952587
Министерство строительства и ЖКХ
- 213213
Министерство промышленности и энергетики
- 5694
Министерство образования
- 462797
Министерство культуры
- 190830
Комитет культурного наследия
- 5986
Министерство информации и печати
- 20412
Министерство по развитию спорта, физической культуры и туризма
- 144168
Министерство здравоохранения
- 1727600
Министерство социального развития
- 2142056
Учреждения управления делами правительства области
- 156926
Управление по делам архивов
- 1599
Учреждения областной думы
- 146
Министерство финансов
- 212462
Министерство занятости, труда и миграции
- 6152
Аппарат управления
- 149984
Строительство и инвестиции
- 1007053
Министерство лесного хозяйства
- 22391
ИТОГО
- 8680370