Особенности российской ротации
Партийные «старцы» обдумывают послание президента и прислушиваются к тем, кто дышит им в спину
Первое послание президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию содержало немало предложений по изменению политической системы страны. И одно из них касалось то ли высших партийных аппаратчиков, то непосредственно лидеров партий. Толкования расходятся.
Дмитрий Анатольевич настоял на том, чтобы руководители основных политических сил не забывали регулярно освобождать кабинеты в пользу тех, кто уверенно дышит им в спину.
Если уточнить, то было сказано следующее: «В закон о партиях надо внести поправки, обязывающие производить ротации руководящего партийного аппарата, согласно которым одно и то же лицо не может занимать определённую руководящую должность в аппарате партии дольше определённого срока».
Вроде речь шла о сотрудниках аппарата. Тем не менее лидеры приняли эти слова в свой адрес. Следует сказать, что проблема обозначена довольно расплывчато, но вместе с тем жёстко.
Нелепо спорить с её существованием. Подчас брежневский маразм стареющих партийных боссов становится негативным фактором, который в итоге приводит к деградации всей структуры. Более того, нередко наиболее опытные партократы оказываются дискредитировавшими себя убийцами рейтингов вверенных им организаций.
Уместно было бы процитировать героя Робина Уильямса из фильма «Человек года»: «Политиков иногда лучше менять так же часто, как памперсы. И по той же самой причине».
Вожди и ведомые
Ни для кого не секрет, что в течение последних 17 лет многие российские партии основывались на фюрерском, «вождистском» типе. С момента основания во главе партийной иерархии стояли одни и те же люди, подчиняющие внутренние процессы собственной авторитарной воле.
Бессменным начальником КПРФ является Геннадий Зюганов. Комсомол больше нужен в целях присутствия молодых лиц на уличных акциях. Ключевые должности достаются солидным пенсионерам.
Отцом и хозяином ЛДПР остаётся Владимир Жириновский. Региональные отделения либерал-демократов часто изнывают от отсутствия полноценных каналов мобильности. Вольфович – практически пожизненный Туркменбаши. Уйдёт лишь по состоянию здоровья.
Даже Григорий Явлинский годами держался за пост руководителя «Яблока». Передача рычагов правления Сергею Митрохину состоялась лишь в тот момент, когда некогда мощная политическая сила превратилось в нечто полуживое, с треском проигравшее две избирательные кампании подряд. Стало быть, тенденция к геронтократии диагностируется.
Надо ли ломать её, пытаясь форсированными темпами обеспечить внутрипартийную демократию на манер западных государств?
Сложный вопрос. Однако он укладывается в логику поведения президента Медведева. Главе государства нужны люди, способные попасть в формируемую им команду. Не зря он много говорил о кадровом голоде, упоминая невозможность подобрать достойных кандидатов, с тем чтобы потом рекомендовать их региональным законодательным собраниям для последующего утверждения в качестве губернаторов.
Хотя недостаток толковых профессионалов коснулся не только исполнительной ветви власти – в законодательной также наблюдается большая нехватка квалифицированных специалистов.
Электорат эволюционирует, чего и партиям желает
В течение последних восьми лет госаппарат вырос на 600 тысяч человек. Правда, в идеале элиты должны расти не только количественно, но и качественно. А отдельные партийные образования получат гораздо больше шансов заручиться поддержкой избирателей, преодолеть семипроцентный барьер, если первыми лицами в списках окажутся грамотные сменщики. Не обладающие приданым из противоречивой репутации и тонн компромата, выброшенных в медийное пространство в течение последних лет.
Момент зарождения демократических институтов диктовал свои условия, и казалось логичным делать многочисленные партии за счёт ярких личностей. Многие из таких персонажей являлись олицетворениями своих партий. Успех той же ЛДПР во многом зависел от физической и моральной формы Жириновского. Поскольку именно поездки последнего по регионам с сотнями выступлений, шоу-концертов давали основной процент голосов. Телевизионные эфиры лишь дополняли картину.
С годами политическая культура электората диверсифицируется. Сознательные граждане голосуют уже не «за Жирика, потому что прикольный», а за «программу и идеологию». Во всяком случае, голосующих умом становится больше. Значит, партиям тоже неплохо бы эволюционировать. Иначе они перестанут быть адекватными эпохе.
Резервисты поднимаются из окопов
Конечно, замены руководящих лиц должны коснуться всех уровней партийности. Сам механизм предельно чётко обрисовал депутат Госдумы, единоросс Валерий Рязанский: «Смысл ротации в том, что человек, зарекомендовавший себя в первичном звене, мог передвинуться на местный уровень, с местного на региональный, а с регионального уже на федеральный».
А с кем в Саратовской области ассоциируется резервная тематика? На ум сразу приходят депутаты из «Молодой гвардии», поднятые на поверхность партийной квотой, – Нестеров, Фадеев, Ковалёв. Плюс ребята, которых партия власти усадила в муниципальные собрания совсем недавно. Их ещё в «Чардым» тренировать возили.
Но столь молодых персон ротация вряд ли затронет стремительно. В первую очередь «те, кому за шестьдесят», должны давать дорогу «тем, кому немного за сорок».
Тут, конечно, есть небольшой риск. Партии частенько страдают от расколов. И вражда внутрипартийных ответвлений будет лишь усиливаться, поскольку через ротацию отдельные фракции будут стараться протаскивать на руководящие посты своих. Пострадать может всё региональное отделение в целом.
К тому же оппозиция видит в навязываемых правилах желание государства влезть своими щупальцами внутрь партийной жизни, сделать её более подконтрольной, чем теперь.
Коммунисты и вовсе заявили об атаке на уважаемого генсека. По их мнению, законодательство поменяют, дабы убрать наконец товарища Зюганова. Да, последний благополучно лишился президентских амбиций, зато отдельные выкрутасы в исполнении «Гены Зю» продолжают раздражать Кремль. Самостоятельно Геннадий Андреевич в отставку уходить не собирается. Следовательно, имеет смысл создать юридические предпосылки к его безбедной старости, проходящей вдали от думских заседаний. Забавная версия.
Между прочим, некоторые саратовские эксперты предвещают взлёт Валерия Рашкина. Якобы его аппаратный вес неуклонно увеличивается и наряду с другими маститыми коммунистами вроде Илюхина или Мельникова он вполне может рассчитывать на главенствующее положение в управленческой нише КПРФ.
Представляете, сколько сил и ресурсов Валерий Фёдорович потратит на усиление его родной саратовской коммунистической ячейки? Наверное, уйдут в прошлое несуразная малочисленность митингов и невнятные шествия с зажигающими бабушками.
Зависимость от финансовой подпитки, осуществляемой группой компаний «АСТЭК-С», тоже станет меньше. Впрочем, пока рано судить. Сценарии на самом деле ожидаются самые разные. Вдруг того же Рашкина скушают коллеги по партии в ходе аппаратных схваток?
Торг с верховной властью уместен
Скорее всего, и Жириновский, и Зюганов при желании смогут обойти законодательную норму. Выдумают себе дополнительные функции, сохранят управление фракциями, не поступятся номером один в предвыборных списках. Поторгуются немного с верховной властью и выпросят комфортный формат дальнейшего существования. Зато на их преемников новые нормы закона распространятся в полной мере. Стало быть, не сиюминутное, а постепенное вытеснение господствующих старцев произойдёт.
Тяжело согласиться с оценкой недовольных членов партий, называющих предложение ограничить сроки пребывания у власти аппаратчиков и лидеров «вмешательством государства в партийные дела». Даже сейчас принятая редакция Федерального закона «О политических партиях» заставляет избирать руководящие органы не реже одного раза в четыре года (не реже полного раза в два года для региональных отделений).
Никто же не называет юридические требования к порядку избрания управляющих инстанций деструктивным вмешательством. Государство лишь проводит унификацию правил. Оно не принимает решений за партийные съезды. Поэтому страшилкам лучше не верить.