В деревню, в глушь
Ставшее крылатым выражение из грибоедовского «Горя от ума», как сообщает нам в википедии Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений, означает «оставить городскую суету, «ворох дел, суматоху явлений», найти спокойный приют, где можно подумать, cocpeдоточиться, отдохнуть, перевести дух». В пьесе один из главных героев Фамусов обращается к своей дочери со словами:
«Не быть тебе в Москве, не жить тебе с людьми;
Подалее от этих хватов.
В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов,
Там будешь горе горевать.
За пяльцами сидеть, за святцами зевать».
Но жизнь сильно сместила акценты, и в сознании большинства людей, даже тех, кто не подозревает о существовании Грибоедова, выражение приобрело конкретный смысл: Саратов – глухая деревня. Точнее, так: в незапамятные времена Саратов был глухой деревней. Потому что долгие годы наш город строился, развивался. Был даже некоторое время одним из центров оборонной промышленности и студенческой столицей Поволжья.
Пожалуй, таковой он еще является. Студенческой столицей. Пока.
Саратов социалистический
Наверное, пик развития современного Саратова пришелся на шестидесятые-семидесятые годы. Плановое социалистическое государство отвело городу роль центра оборонной промышленности. С одной стороны, в Саратове строились крупные предприятия военно-промышленного комплекса, с другой – его закрыли для иностранцев, что наложило свою печать на инфраструктуру областного центра.
Впрочем, в советское время инфраструктурой занимались сами промышленные гиганты. Вокруг заводов или в пешей доступности от них возводились жилые кварталы. Следили за их благополучием – уборка, коммуналка и даже детские сады – предприятия. Об эстетике, понятно, никто особенно не думал, но спортивные площадки убирались, подшефные школы и детские сады ремонтировались и оборудовались немудреным, но современным по тем временам инвентарем. Коммунальные аварии, они были всегда, ликвидировали тоже предприятия. Или городские власти, если жилье принадлежало муниципалитету. Именно тогда город разросся в сторону новых промышленных Заводского и Ленинского районов. Именно тогда там были проложены коммуникации, дороги, тротуары.
Лихие девяностые
А потом в одночасье СССР сложился, как карточный домик, и на карте мира появилась Российская Федерация. Саратов первое время держался, оборонка схлопнулась не сразу. Но практически все промышленный предприятия, как этого и требовал закон, начали передавать на баланс муниципалитета всю социальную сферу – сады, дома, коммуникации. Первое время город держался – у труб, дорог и тротуаров есть свой срок жизни.
Предприятиям, да и городским властям стало тяжело содержать детские сады, и большинство зданий детских дошкольных учреждений продали «добрым людям» за бесценок. Приспособить под что-то стоящее выстроенные по специальным проектам детские сады удавалось не всем, и некогда обустроенные зеленые площадки в центре жилых кварталов становились рассадником преступности, где кучковались бомжи и наркоманы, спортивные площадки зарастали бурьяном, превращались, в лучшем случае, в площадку для выгула собак. В худшем там возводилась неуклюжая высотка. Понятно, обустройством прилегающих территорий практически не занимались.
Коммуникации ветшали, дорожное покрытие разрушалось, тротуары исчезали. Денег на их содержание у властей не хватало катастрофически. Впрочем, при этом руководители многочисленных МУПов, которым были переданы эти самые коммуникации, дороги и, возможно, тротуары, регулярно попадали в сводки новостей с обвинениями в хищении заоблачных бюджетных средств.
Предприятия ВПК прошли процедуру диверсификации, гражданская продукция многих заводов стала неконкурентоспособной, многие предприятия «благодаря» неудачливым приватизаторам исчезли из списков живых.
Квалифицированная некогда рабочая сила стала экстренно переквалифицироваться в челночников. И Саратов начал уверенно возвращать себе звание купеческого города. Только в царской России купечество было, как это модно говорить, социально ответственным сословием. Современные нувориши дальше собственного забора не вкладывались. Как, впрочем, и новые российские чиновники.
И Саратов уверенно двинулся в сторону деревни.
Отличительные особенности
Что такое город в сознании рядового обывателя? Много домов, преимущественно многоэтажных, наличие приличной инфраструктуры – дорог, по которым передвигаются общественный транспорт (автобусы, трамваи, троллейбусы), личные и грузовые авто. Обустроенные, заасфальтированные дворы и прилотковая зона, тротуары, по которым можно ходить, не рискуя сломать конечность.
Далее – доступное здравоохранение и образование, возможность культурного досуга – цирк, театры, кинотеатры, кафе и рестораны. Ну и еще приличные торгово-развлекательные центры и прочие супермаркеты и магазины в шаговой доступности. И еще – железнодорожный, автомобильный, воздушный и водный транспорт, по которому можно до города добраться.
В идеале к этому надо добавить безопасность на улицах. Причем безопасность не только с точки зрения хорошей работы правоохранителей, но и невозможность получить по голове кирпичом, отвалившимся от ветхого балкона, или упавшим от старости деревом.
Теперь по пунктам.
Дороги? Предположим...
О качестве дорог Саратова не говорил только ленивый. Нет, в последние лет пять кое-где они стали лучше. Но это на более-менее центральных направлениях. Чуть в сторону – и дорог нет. Про тротуары говорить вообще не хочется. Как их сделали в семидесятых, такими они и остались, обветшалые уже до нельзя. Или уже исчезли вовсе. Прилотковая зона на торговых улицах – исключительно на совести предпринимателей. Или есть, или нет.
Дворы? Те, что отремонтировали пару лет назад в пылу очередной избирательной кампании, уже перерыты коммунальщиками. Потому что, ремонтируя очередной двор или приводя в порядок очередную дорогу, никто не думает о том, что тут же проходит изношенная на 99 процентов труба. Которую придется чинить через месяц. А потом еще через месяц.
Но есть дворы, до которых рука ремонтного рабочего не доходила никогда. И что творится там... Убитый асфальт и грязь, натасканная колесами машин. Пыль летом, грязь в остальное время года. Короче, как в любой российской деревне.
Транспорт? Может быть...
Когда-то в Саратове трамвай и троллейбус были самыми востребованными видами транспорта. Сейчас электротранспорт агонизирует. Тогда как в развитых городах, например, Европы экологичный электротранспорт в приоритете. В Саратове маршруты сокращаются, проблемы в СГЭТ вышли на уголовный уровень.
С автобусными перевозками – тоже беда. Мало того, что город регулярно сотрясают скандалы с переделом автобусных маршрутов, так еще на всё это накладываются «резинящие» автобусы, засилье маршруток на улицах. Уехать из центра города на окраины поздним вечером практически невозможно.
Междугородний автобусный транспорт – тоже проблемный. И тут идет борьба собственников за маршруты. Страдают от этого, понятно, саратовцы и жители области.
Об аэропорте писать не будем. Его практически закрыли, и улетать из Саратова теперь очень проблематично.
Речного вокзала нет давно. К восстановленной причальной стенке иногда пришвартовываются туристические теплоходы. По двум маршрутам – в Сосновку и в Шумейку – три раза в неделю курсируют речные пассажирские суда.
К счастью, пока еще исправно функционирует железная дорога. Но это на дальние расстояния. С электричками – всё хуже и хуже.
Трубы? Вряд ли...
Водопроводные трубы Саратовского водоканала изношены более чем на 90 процентов. «Саратовводоканал» отдан в концессию. Справится ли концессионер с проблемой тотальной замены водопроводной сети в ближайшее время – большой вопрос. Потому каждая зима может стать для большого города страшным испытанием с размороженными трубами и доставкой воды вручную.
Почти такая же ситуация и с теплоцентралями. Мало того, что магистральные трубопроводы рвутся зимой ежедневно, их капитальный ремонт внятных результатов не дает. Вспомните, например, ежегодные летние заторы из-за ремонтных работ на улице Соколовой.
Относительно приличная ситуация сейчас с канализацией. Там, где она есть. Потому что некоторые новые дома вводят без подключения к системе очистки. Но канализация без исправно работающего водопровода – ничто. И, может статься, недалек тот день, что помои и прочие отходы жизнедеятельности саратовцы будут выплескивать в окна или, в лучшем случае, за порог подъезда, как это бывало в захиревших деревеньках.
Безопасность? Как сказать...
Нет, на улицах Саратова массовых беспорядков – разбоев и грабежей – не наблюдается. Конечно, бывает всякое, но так, чтобы люди опасались вечером выходить за порог – этого нет.
Но есть опасность иного рода. Ветхие дома или горят, или обрушаются. Любой сильный порыв ветра чреват тем, что сломавшаяся ветка, а то и всё дерево рухнет на прохожего или припаркованную машину.
А если вспомнить об открытых люках, куда проваливаются дети, то понятно, что с безопасностью в Саратове – не очень.
Для тела и души. Всё это пока...
Что касается здравоохранения, то оно в Саратове есть. И однозначно лучше, чем в любой деревне или даже райцентре. Потому что там совсем беда.
В Саратове есть платная и бесплатная медицина. Но качество ее, чаще по не зависящим от медиков обстоятельствам, становится всё хуже и хуже.
Про образование в средних школах говорить не будем. Разные школы, разные дети... Что касается вузов, то на бумаге тут всё прекрасно, на деле – опять по-разному. Но пока Саратов – реально студенческий город. Другое дело – каков уровень и какова востребованность выпускаемых специалистов.
С духовной пищей сложнее. Цирк закрыт на капитальный ремонт. Театр оперы и балета под угрозой даже не закрытия – сноса здания театра.
Горели филармония и ТЮЗ. К счастью, оба очага культуры восстановили, но симптоматика налицо.