Опыт строительства агломерации
В 1929 году архитектор Николай Ладовский предлагал разорвать кольцевую ориентированность Москвы и развивать её в сторону Ленинграда. В этом случае со временем два города могли стать одним. Несколько лет назад о «параболе Ладовского» вспомнили современные проектировщики. И идея о развитии Москвы в северо-западном направлении не кажется им бредом. Если бы разработчики саратовской агломерации могли так задиристо мечтать, то в неё обязательно включили бы Балаково. Но пока решили, что в состав саратовской агломерации войдут Саратов, Энгельс, Саратовский, Энгельсский и Татищевский районы. Об этом говорили на депутатских публичных слушаниях в минувший четверг. Собравшись вместе, народные избранники итожили, что удалось сделать для того, чтобы сгруппировать населённые пункты. Почти ничего, как выяснилось.
Учёные просят порулить
Доктор философских наук, координатор учебно-научного центра СГУ и института аграрных проблем РАН Вадим Самсонов порассуждал на тему управляемости агломерацией. Потому что легко сказать, что территории объединяются, но как заставить их синхронно действовать на одну цель?
Исполнительная власть области в лице министерств и ведомств этим заниматься не сможет, потому что министерства работают по вертикали. Представительная власть – городские депутатские собрания – с одной стороны, имеет все шансы осуществлять горизонтальное управление. Но каждое собрание будет отстаивать интересы своего муниципального образования. Значит, нужен некий аналитический центр стратегического планирования и ситуационного управления саратовской агломерации, где, понимая, что на десятки лет вперед определяется специфика развития области, будут советовать, кто и чем должен пожертвовать.
Молодой для России процесс пока законодательно не очень отрегулирован
Про законодательные основы организации агломерации докладывал депутат Саратовской городской думы Александр Янклович. Представляя его, напомнили, что вообще-то Янклович – Герой России, как будто это звание, полученное в ходе войсковой операции, сразу приравнивало докладчика к докторам наук.
Законодательство этот процесс не запрещает, но и не содействует. Пока впереди огромное белое пятно
Законов про агломерацию пока в России мало. Поэтому Янклович ссылался на слова президента Путина, который с 2009 года «неоднократно предлагал подумать о пространственном развитии и перемещениях рабочей силы. Из доклада Янкловича следовало, что в России создадут 20 агломераций. И эти новые территориальные образования должны «спокойно выдерживать прессинг на мировых рынках» и привлекать высококвалифицированную рабочую силу, в том числе и иностранную.
«Мы наблюдаем молодой для России процесс пространственного развития, результаты которого ещё предстоит оценить», – сказал докладчик. Но прежде всё-таки стоит дождаться, какие права агломерациям пропишут в законах.
Застроят всё!
Про отсутствие правого регулирования говорил в своём докладе и первый замминистра строительства и ЖКХ Павел Мигачёв. «Не запрещает, но и не содействует законодательство этому процессу», – сказал. Но сама идея заместителю саратовского министра нравится. Потому что развитие города ограничено городской чертой, и любое действие городской властью за ней чревато обвинением в нецелевом расходовании бюджетных средств. А агломерация это всегда изменения. В дело пойдут участки земли, которые никто не хотел осваивать.
Саратовская агломерация одна из самых слабых по валовому продукту из всех предполагаемых в РФ
Мигачёв считает, что рамок 1,5-часовой доступности для агломерации недостаточно. Неконтролируемое разрастание будет иметь негативные последствия из-за растущих транспортных потоков и перерасхода средств на строительство инженерной инфраструктуры. Всё нужно ввести в управляемые рамки. Пока решили, что договорная форма управления – оптимальна. В 2017 году подписали соглашение между правительством и муниципалитетами, которые составят агломерацию. Теперь главной проблемой становится способность глав муниципалитетов достигать компромиссов, их договороспособность.
Ещё одна задача – понять, какие отрасли экономики нужно развивать в пределах нового образования. Помогать «пройти свой путь так, как будет полезно для нашей Саратовской области» нам будет проектный институт Гипрогор, с которым правительство региона подписало соглашение.
Помашем рукой жителям Дели и Кейптауна...
«Саратову надо ориентироваться на преимущества, которые он имеет – приграничное и трансграничное сотрудничество с Казахстаном», – утверждает начальник управления по стратегическому планированию и инвестициям администрации муниципального образования «Город Саратов» Елена Березовская. Её доклад исследовал агломерацию как фактор повышения конкурентоспособности региона.
Пока впереди огромное белое пятно. Саратовская агломерация одна из самых слабых по валовому продукту из всех предполагаемых в РФ. По доходам на душу населения жители нашей агломерации сравнимы с жителями Дели и Кейптуана. Мы, конечно, по обеспеченности людей квадратными метрами хороши, но зато по деньгам, которые поступают в здравоохранение и образование, – в числе позорно отстающих. Елена Березовская рассыпала цифры, чтобы сделать важный вывод: «Нам нужно набирать положительные практики». Но в сухом остатке от её выступления остался только один факт про то, что Саратов будет расти в северо-восточном направлении.
...и поприветствуем Тольятти и Самару
А потом депутатам из саратовских городской и областной дум показали кино про самаро-тольяттинскую агломерацию. Вернее, про то, что для неё придумал тот самый Гипрогор, что и нам что-то прекрасное обещал нарисовать. В Самарской области разработчикам явно было легче. Там Самара, Тольятти и Сызрань расположены рядом, и это уникальное преимущество для развития агломерации. Ключевая задача – придать импульс сближению городских центров в единое экономическое пространство – решается просто. Нужно построить железнодорожные и автомобильные мосты и запустить скоростные поезда. Если удастся сократить дорогу до Москвы до 5 часов, то будет совсем замечательно. Потому что в районе самаро-тольяттинской агломерации много прекрасных заповедных природных притягательных мест. Ну а дальше останется только запустить несколько новых проектов: технокомплекс аэрокосмического профиля, технопарк, спортивный комплекс международного уровня, агропромышленные парки. Хорошо бы ещё вокруг нового международного аэропорта создать новый город для 100–150 тысяч человек, вписав его в пространство между Самарой и Сызранью.
В Самарской области двигались в верном направлении, когда понятия агломерации ещё и не было
Саратовские депутаты начали завистливо вздыхать, услышав, что общую жизнь в соседней области получат 8 из 10 городов. У них уже есть соглашение об объединении усилий. Мероприятия и формы участия прописали вплоть до 2033 года. Органом управления признали Координационный совет. Но большую роль играет и Общественный совет по стратегическому планированию, секретарь которого Владимир Иглин рассказывал саратовским депутатам, что Совет работает уже девять лет каждую пятницу, исключая три летних месяца. Состоит из восьми докторов наук, восьми кандидатов наук и общественности города.
С замахом на Ульяновск
Именно этот совет помог создать схему территориального планирования будущей агломерации, чётко прописав в ней объекты, которые должны быть построены. «Хитрость Самарской области заключается в том, что понятия агломерации ещё и не было, а мы уже в правильном направлении двигались раньше других», – рассказывал Владимир Иглин. Правильно угадав, что государство начинает усложнять систему управления территориями, самарцы выиграли первенство по срокам, а теперь ещё и рассчитывают оказаться среди лучших по финансированию. Опережающие время идеи у них тоже есть. Почему бы не срастить Самарскую и Ульяновскую области?
Вопросов после докладов не последовало. Но саратовский доктор философских наук Вадим Самсонов не удержался и посетовал: «Почему мы последние? Ведь мы научный академический центр».