Твоя моя не понимать

Оценить
Твоя моя не понимать
Правила общения водителей и инспекторов на дорогах

Взаимопонимания между водителями и гаишниками не будет, наверное, никогда. Первые считают, что главная задача вторых не предупреждать, а карать. Служивые же видят в автомобилистах потенциальных нарушителей и добычу. Оттого общение их порой не клеится.

Инспектор, помахавший жезлом, вызывает беспокойство, недовольство и неприязнь. Не обязательно в таком порядке. И не обязательно все эти чувства сразу, но мысли, что тебя могут развести или подставить, в голове то и дело всплывают.

Мы изучали Приказ МВД России от 23.08.2017 № 664 (ред. от 21.12.2017) «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения».

Чтобы водители не нервничали при встрече с инспекторами, мы изучили Административный регламент для сотрудников ГИБДД. И коротко его изложили. С упоминанием пунктов, чтобы вам было удобнее.

Гаишники должны быть корректными, уважительными и выдержанными, обходиться без нравоучений и обращаться на вы. Надеемся, что водители тоже возьмут эти навыки на вооружение.

Давайте без грубостей

Новый регламент действует с прошлого года. И пункты, посвященные вежливости, перекочевали в него из предыдущего. Но, видимо, не все сотрудники ГИБДД с ними знакомы. Водители так и вовсе в большинстве своём о них не знают, регламент – документ для внутреннего пользования.

Остановив вас, инспектор обязан представиться, назвав должность, звание и фамилию, предъявить служебное удостоверение, если вы об этом попросите. После чего он должен сообщить причину и цель обращения (п. 45 Административного регламента).

Если сотрудник произнёс неразборчиво свою фамилию или что-то забыл, например, вместо причины остановки настойчиво интересуется вашим здоровьем, вы можете проявить инициативу. Но лучше не качайте права, а корректно переспросите.

Если инспектор не реагирует или хамит, напомните ему, что в разговоре с участниками дорожного движения сотрудник обязан быть вежливым, тактичным, обращаться на вы, быть спокойным и выдержанным, все свои требования и замечания излагать просто и понятно (п. 43).

Также имейте в виду новый пункт, раньше его в регламенте не было: инспектору не положено допускать дискриминационных высказываний по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального положения, политических или религиозных предпочтений. Табу для него: грубость, пренебрежительный тон, заносчивость, предвзятые замечания и оскорбления (п. 44).

Снимать действия инспектора на видео можно, несмотря на то, что из регламента исчезло положение, согласно которому служивый не имел права препятствовать ведению видеозаписи. У нас есть федеральные законы, говорящие об открытости и публичности деятельности госорганов, а ещё Конституция, в которой написано о праве каждого гражданина на поиск, получение и передачу информации любым законным способом. Если инспектор запрещает вести видеосъёмку, поинтересуйтесь, на каком основании.

Твоя моя не понимать

Мне нужна твоя машина

Итак, вас остановили. Вы же знаете, что тормозить водителей теперь могут везде, не только на стационарных постах, как было разрешено раньше.

Причин для взмаха жезлом в вашу сторону у гаишника наберётся приличное количество. Например, если он сам или через камеру углядел признаки нарушения правил дорожного движения. У него имеется ориентировка на машину, водителя, пассажира. Или данные, на основании которых сотрудник может подозревать в преступлении находящихся в автомобиле граждан. Ещё одна причина – инспектор расчищает путь для других, более важных машин. А может, вас хотят привлечь как помощника, понятого или опросить в качестве свидетеля. Ну и наконец, гаишнику просто нужна машина.

Жалуйтесь, это помогает

Для того чтобы инспектора-нарушителя проучить – честь мундира и всё такое могут помешать осуществлению наказания – пишите жалобы в разные инстанции, выходите в социальные сети и распространяйте информацию там. О вопиющих случаях сообщайте прессе, чтобы резонанс был мощнее, а наказание неотвратимее.

Выходить из авто навстречу сотруднику ДПС вы не обязаны, за исключением некоторых случаев. Достаточно просто опустить стекло и ждать, пока к вам подойдут. Если общение со стороны водительской двери для инспектора небезопасно: например, активный трафик или лужи на дороге, он может попросить вас переставить машину или просто подойти с противоположной стороны (пп. 48 и 93.2).

В каких же случаях водителю будет предложено покинуть салон авто? Если вы смахиваете на пьяного или больного. Если вас или вашу машину хотят досмотреть. Если вас остановили для помощи или хотят сделать вас понятым (п. 93.1).

При проверке документов инспектор может попросить вас снять с них обложки и удерживающие устройства. Некоторые водители крепят документы металлическими цепочками к элементам салона. Такие устройства называют в народе «антикоррупционный зажим» или «железный аргумент». Используют их для защиты от недобросовестных инспекторов ДПС. Водители рассказывают друг другу истории о том, как им не отдавали права или ставили в них некие метки. Если просьбе о лишних элементах на документах не внемлете, вас могут оштрафовать за неповиновение требованию сотрудника полиции. Случай такой уже был. Верховный суд признал крепление незаконным. Водителя наказали на тысячу рублей.

Что касается процедуры проверки документов, то в регламенте прописано, что инспектору обращаться с ними следует аккуратно и не делать каких отметок в не предусмотренных для этого местах (п. 53).

Есть там и маленькое уточнение: если документ передается вместе с деньгами, ценными бумагами, какими-либо предметами, необходимо вернуть его гражданину и предложить забрать оттуда всё лишнее.


[кстати сказать]

Евгений ШирмановЕвгений Ширманов, гражданский активист, пропагандирующий соблюдение порядка на дорогах сотрудниками ГИБДД:

ЕСЛИ ЗАКРЫВАТЬ НА НАРУШЕНИЯ ГЛАЗА, ПОРЯДКА МЫ НЕ ДОБЬЁМСЯ

– Если водитель считает, что инспектор ведет себя некорректно, допускает нарушения порядка службы, что делать? Куда жаловаться? Имеет ли это вообще смысл?

– Разумеется, если вы считаете, что инспектор ведёт себя некорректно, нужно этот факт зафиксировать средствами аудио– и видеофиксации либо свидетельскими показаниями. Свидетелем согласно Кодексу об административно-правовых нарушениях может быть совершенно любой человек, даже родственник. После этого необходимо обратиться в контролирующий орган, прокуратуру либо к вышестоящему руководству.

Заявление на имя руководства можно написать как на месте, так и дома, сидя перед монитором на сайте онлайн-приёмной ГИБДД. Если заявление пишете на месте, то инспектор обязан его зарегистрировать. Орган, в который вы обратились, обязан провести проверку по данному поводу.

Если же возникла конфликтная ситуация с инспектором, то согласно Административному регламенту инспектор обязан на место вызвать ответственного, то есть своего руководителя, который приедет и эту конфликтную ситуацию урегулирует либо примет заявление.

– Если возникли сомнения в том, законно ли стоит экипаж ДПС, как можно выяснить правомерность его работы на конкретном участке?

– Дело в том, что информация эта служебная, её никто просто так распространять не будет, уточнить, позвонив в службу доверия ГИБДД, конечно, можно, но никто вам не скажет, согласно расстановке экипаж на этом участке стоит или нет. Такой информацией с водителем делиться никто не обязан.

Факт можно проверить, обратившись к вышестоящему руководству. Указать в письменном виде: на таком-то перекрестке я видел такой-то экипаж, у меня есть сомнение в правомерности их стоянки на этом участке дороги. Ответ водитель получит в течение 30 дней.

– Инспектор остановил сразу несколько машин и совсем не спешит подходить с проверкой. Что делать? Ждать? Психануть и уехать?

– Согласно административному регламенту административные процедуры, будь то проверка документов, проведение осмотра или досмотра автомобиля, должны проводиться в кратчайшие сроки. Разумеется, когда один инспектор останавливает две, три машины и более, он эти административные процедуры намеренно затягивает, что является нарушением административного регламента. Конечно, этот факт необходимо засвидетельствовать, зафиксировать и после этого обратиться с жалобой к вышестоящему руководству.

Водитель обязан дождаться инспектора, независимо от того, будет он до него десять минут идти или двадцать. Я понимаю, что многие инспекторы только и ждут, чтобы мы сами вышли из автомобиля, но уезжать ни в коем случае нельзя. Это будет расцениваться как неподчинение законным требованиям сотрудника полиции. Нужно дождаться инспектора, а потом обратиться с жалобой. Иначе мы с вами просто не добьёмся порядка, если будем закрывать глаза на нарушения.