Обыкновенные чудеса и треуголка Мюнхгаузена

Оценить
Что показывают молодежные театры России?

В четвертый раз в стенах театра кукол «Теремок» прошел Международный фестиваль молодежных театров «32 мая», чье название отсылает ко дню, который Мюнхгаузен решил подарить родному городу. Почему «32 мая» тоже подарок Саратову и что еще любопытного случилось на минувшей неделе, читайте в нашем культурном обзоре.

Полеты во сне, но не наяву

Фестиваль «32 мая» прошел в четвертый раз и, по традиции, захватил конец мая и начало июня (29 мая – 1 июня). Первым делом стоит развеять пару мифов. Во-первых «32 мая» это не фестиваль кукольных театров, как можно подумать из-за места дислокации. В некоторых спектаклях куклы используются, но это бывает крайне редко. Во-вторых, хоть это и фестиваль непрофессиональных молодежных театров, но на сцене можно увидеть не только молодых, но и взрослых, а некоторые спектакли и вовсе сыграны исключительно зрелыми людьми: возрастной ценз не строг.

Одна из фишек театра – его открытие. Прежде чем зритель поднимется в зал, его обязательно подхватят под руку актеры саратовских молодежных театров, которые начнут что-то рассказывать. В этом году ставка была сделана на русскую и зарубежную поэзию: по холлам гуляли «Маяковские», «Есенины», «Бродские», «Беранже» и многие другие. Еще в фойе обязательно предложат что-нибудь нарисовать в пожелание фестивалю. По сравнению с прошлыми годами эта часть церемонии не выглядела так ярко, но это можно даже считать плюсом, потому что количество актеров и сценок на квадратный метр раньше зашкаливало. Тех же счастливчиков, что добрались до своего места (а это все), ждало представление всё так же с участием саратовских актеров. И, самое главное, никаких казенных речей на официальной церемонии. Несмотря на то, что фестиваль спонсируется за счет президентского гранта, а областной Минкульт курирует проект и помогает ему с организацией жилья, питания и многим другим (например, участникам фестиваля были подарены генераторы дыма), чиновники до сих пор стараются не светиться на этом мероприятии. Это, пожалуй, еще больше помогает фестивалю сохранять уютную неформальную атмосферу.

В этом году в программе было представлено десять спектаклей: три из Саратова («Старика и море» студенческого театра «Штурм» в последний момент перенесли из внеконкурсной программы в конкурсную), два – из Санкт-Петербурга и по одному из Смоленска, Орла, Белгорода, Екатеринбурга и Донецка. Цены на билеты доступные: 300 рублей за посещение всех спектаклей за один день (за исключением первого дня – из-за укороченной программы билеты на него стоили 200 рублей).

Планировалось, что с докладом о независимых театрах в России и Европы, а также фестивалях и гастрольной деятельности выступит один из основателей авторского театра «Эскизы в пространстве», режиссер и продюсер Дмитрий Максименков. Однако из-за транспортных проблем попасть в наш город лектор не смог. По этой же причине выступление смоленского молодежного театра «Миракль» пришлось сдвинуть на день.

Обыкновенные чудеса и треуголка Мюнхгаузена

Приходи на меня посмотреть

Сколь неформальным было открытие и будни мероприятия, столь же на своей волне было и закрытие, когда организаторы на сцене «лениво» размышляли: а как бы сделать в следующем году юбилейный фестиваль? К сожалению, на тот момент зал сильно поредел: возможно, зритель подустал к последнему дню, возможно, сказалось то, что между завершающим спектаклем и церемонией закрытия было закрытое обсуждение спектаклей членами жюри и актерами. Это печально, потому что «32 мая» на текущий момент можно назвать одним из самых интересных и самобытных культурных мероприятий города.

Обыкновенные чудеса и треуголка МюнхгаузенаКак и в прошлом году, Гран-при – треуголка барона Мюнхгаузена – осталась в Саратове. И снова у театра «Помост». Представляем победителей.

1-е место. «Обыкновенное чудо», театр «Помост» (Саратов). Для тех, кто знаком со сказочной пьесой Евгения Шварца, пересказывать сюжет нет смысла. Для тех, кто не читал её или не видел одноименную экранизацию Марка Захарова, скажем, что это добрая история про любовь Медведя, которого Волшебник превратил в человека. Медведь влюбляется в принцессу, но отказывается её поцеловать – тогда он вновь вернет прежний облик. Героев ждет разлука, сложный выбор, но счастливый конец – после поцелуя герой так и останется человеком, потому что любовь оказалась сильнее.

Режиссер и актеры бережно подошли к оригиналу: это деликатная постановка без стремления что-то существенно поменять. В игре актеров чувствуется, что фильм Захарова они точно не раз смотрели, при этом постановку «Помоста» нельзя назвать копированием киноклассики.

Отдельного упоминания заслуживает чрезвычайно минимальная, но используемая по максимуму своих возможностей мобильная сценография спектакля. И если спектакль в целом не выглядел однозначным фаворитом, то его сценография точно заслуживала отдельного приза.

2-е место. «Наташина мечта», независимый молодежный театр «Новая сцена-2» (Белгород). В отличие от многих других театров, которые привезли в Саратов премьеры, «Наташина мечта» была поставлена в Белгороде еще в 2009 году. Написала пьесу современный российский драматург Ярослава Пулинович в 2007 году, и уже через год она была впервые поставлена саратовским ТЮЗом, так что автор нам хорошо знаком. По сюжету Наташа – девочка из детдома. Она входит в пору, когда человек впервые может влюбиться без оглядки, а игры со сверстниками постепенно превращаются в социальные. Однажды данное журналисту местной газеты интервью круто меняет её жизнь, но вслед за этим отражается и на её молодом человеке.

Моноспектакль запоминается очень экспрессивной, эмоциональной ролью Анастасии Оболенцевой – в какой-то момент кажется, что вхождение в образ слишком глубокое. Из-за особенностей спектакля (зрители сидят на сцене) происходит взаимодействие с залом: так, роль журналиста вообще пришлось играть случайному зрителю. По мнению жюри, впрочем, подобный ход был недостаточно оправдан: более тесного взаимодействия с присутствующими не произошло.

3-е место. «Резо», открытый студийный театр (О.С.Т.) (Екатеринбург). По мнению многих, фаворит фестиваля, а также спектакль, вызвавший однозначно позитивную реакцию у всех членов жюри, тем не менее, взял только третье место.

«Резо» – прекрасный образец эклектичной постановки, в которой есть и лиричный моноспектакль, и задействован кукольный театр, и чудесно построена сценография. Самое же любопытное заключается в том, что сделан он не на основе пьесы, а по интервью с театральным режиссером Резо Габриадзе – соавтором фильмов «Мимино» и «Кин-Дза-Дза», создателем тбилисского театра марионеток и автором памятника Чижику-Пыжику в Санкт-Петербурге.

Стараниями Евгения Исхакова зритель погружается в очень теплые и красивые воспоминания Резо о родном Кутаиси, студенческих годах в Москве и многих других милых воспоминаниях. За час с небольшим, что идет спектакль, мы успеваем посмотреть мир глазами умного и ироничного человека из города, где половина жителей, по его мнению, села за пошлую шутку про буденовку.

За наиболее понравившийся им спектакль голосовали и зрители: в фойе театра стояли три деревца, на которые можно было привязать цветные ленточки, каждая из них подразумевала голос за конкретного участника. Правда, на церемонии закрытия победитель так и не был назван. Как нам рассказали организаторы, это голосование скорее символизировало поддержку участников и продолжение аплодисментов.


[кстати сказать]

Собиновский и другие

Как мы уже писали, в конце мая и начале июня театральная жизнь в Саратове особенно активна. Продолжает знакомить любителей искусства со своей программой Собиновский фестиваль. 29 мая в стенах театра оперы и балета прошли гастроли «Кремлевского балета», который представил на саратовской сцене «Руслана и Людмилу». Ведущие партии играли лауреаты всероссийских и международных конкурсов Екатерина Первушина и Егор Мотузов, уже известные местной публике по проекту «Звезды мирового балета». Примечательно, что спектакль шел под фонограмму.

Также 3 июня определились лауреаты Конкурса конкурсов вокалистов, в котором приняли участие 12 оперных певцов из России и стран ближнего зарубежья. Победительницей и обладательницей губернаторской премии в 100 тысяч рублей стала солистка Московского академического Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко Наталья Зимина (Москва), исполнившая каватину Кончаковны из «Князя Игоря» и арии Далилы из «Самсона и Далилы». Приз зрительских симпатий достался выпускнику Ереванской государственной консерватории Саргису Бажбеук-Меликяну (Армения). Победители выступят на заключительном концерте фестиваля 6 июня и традиционно на концерте в Самойловке.

4 июня, в понедельник, в стенах театра прошла литературно-музыкальная гостиная, на которой столичные поэты Константин Потапов и Екатерина Яшникова впервые в Саратове представили авторскую программу «Близкие и далекие», а во втором отделении со своим стихами выступала наша землячка Ольга Гайдук, ставшая соавтором дебютного альбома победительницы телепроекта «Голос» Александры Воробьевой.

Также в ТЮЗе начались гастроли Московской театральной школы Олега Табакова. 4 июня на малой сцене показали спектакль «АРТ» Ясмины Реза, там же 5-го и 6-го будут представлены «Сиротливый запад» Мартина МакДонаха и «Свободные бабочки» Леонарда Герша. Главным же гвоздем программы должен стать дипломный спектакль «Лукоморье» по «Заповеднику» Сергея Довлатова. Его покажут на большой сцене 7 и 8 июня.