Joe Bonamassa. British Blues Explosion

Оценить
Знаете ли вы сериал «Сверхъестественное»? Казалось бы, даже те, кто не интересуется сериалами и равнодушен к киномистике, слышали об этом долгоиграющем телепроекте.

Вполне возможно, что выбор пластинки для этого обзора вызовет некоторое удивление читателей. Как, опять Бонамасса, к тому же с альбомом не своих песен, а кавер-версий британских исполнителей блюза? И совсем не британских – в двойном альбоме есть пара песен самого Джо и еще две песни Вилли Диксона, правда, I Сan’t Quit You Baby известна в исполнении Led Zeppelin.

Альбом получил изрядную долю критики на блюзовых сайтах, отчасти несправедливой. Критики невнимательно прочитали и перевели название альбома – British Blues Explosion – «Британский блюзовый взрыв» и стали упрекать Джо в том, что он включил в пластинку песни, появившиеся после британского вторжения – British Invasion. Вторжение – это начало шестидесятых, когда в Штатах давали первые концерты Beatles, Stones, Kinks и другие пионеры английского рока. В нынешнем же альбоме, например, трижды представлены Led Zeppelin, которые к вторжению никакого отношения не имеют. Ну а взрывом британского блюза можно назвать любой период – на острове всегда были великие мастера этого жанра. Так что подбор песен – личное дело музыканта, и критиковать Бонамассу за то, что в альбом вошли блюзы, датированные как 1969-м, так и 1989 годом, по меньшей мере странно.

Тут дело в ином. Извечный, в общем-то, вопрос – что мы ждем от кавер-версий? Буквального ли копирования, собственной трактовки с обязательным сохранением духа копируемого произведения или нечто совершенно нового? И, признаться, точного ответа не существует, все варианты хороши, за исключением разве что первого. Но в нашем конкретном случае есть одна очень важная деталь: Бонамасса – великий мастер гитары и своим мастерством он подавляет, даже искореняет первоначальный дух произведения. А в роке и блюзе это очень важный момент. В итоге получается, что вместо вариантов песен Клэптона, Джеффа Бека, Джимми Пейджа мы слышим только Бонамассу. И надо признаться, на этом альбоме немало примеров, когда копия уступает оригиналу. Это Boogie With Stu – Led Zeppelin, Motherless Children Клэптона, Beck’s Bolero Джеффа Бека.

По сути, мы имеем очередной концерт Бонамассы, а не посвящение великим мастерам британского блюза. К тому же стоит отметить, что Бонамассы и так достаточно: British Blues Explosion – 16-й концертный альбом Джо за 16 лет. Почти все они состоят из кавер-версий других мастеров. Пишут, что это инициатива не самого музыканта, а его продюсера Кевина Ширли. Это ему принадлежит идея монетизации несомненного таланта Джо за счёт выпуска трибьютов гигантами блюза. Этот диск наталкивает на мысль, что идея изжила себя.