Столыпин против поэтов
Дом № 30/32 по улице Советской в Саратове примечателен бюстами двух поэтов – Александра Пушкина и Адама Мицкевича. Бюсты расположены в нишах-полусферах между первым и вторым этажами.
Адам Мицкевич считается одним из трех величайших поэтов польского романтизма. Он был сверстником Пушкина, поэты были знакомы, более того, Пушкин переводил произведения Мицкевича на русский язык.
Саратовский дом, о котором идет речь, был построен в начале прошлого века крупным судейским чиновником, поляком по национальности Александром Вольским. В один из приездов в польскую столицу Вольского поразил красивый особняк русского купца Всеволода Истомина. Дом был расположен на Иерусалимских аллеях и построен в 1887 году – к 50-летию со дня смерти Пушкина. Автором проекта являлся знаменитый польский архитектор Адольф Волинский, бюсты – работа известного польского скульптора Анжея Прушинского.
Особняк в Варшаве настолько запал в душу юристу Вольскому, что, вернувшись в Саратов, он выписал проект дома Истомина и заказал копии бюстов русского и польского поэтов. Символично, что строительство было начато в 1905 году – к 50-летию со дня смерти Мицкевича. Стройка, курируемая саратовским архитектором Александром Николаевичем Клементьевым, быстро продвигалась, но настал момент обращения к тогдашнему губернатору Саратовской губернии Петру Столыпину за разрешением на установку бюстов поэтов на фасаде.
Утомленный подавлением революционных мятежей и митингов губернатор Столыпин отрицательно отнесся к бюстам поэтов-вольнодумцев. Среди саратовских краеведов ходит байка, будто бы Столыпин позволил установить бюсты на дворовом фасаде. Если это действительно так, то разрешение стоит понимать как издевку – у дома нет длинного фасада со двора, в плане дом представляет собой букву «Т», более того, дворовый фасад лишен какой-либо отделки, просто стены из гладкого кирпича.
Но в 1906 году Столыпин переехал в Петербург, чтобы занять высокий пост министра внутренних дел, а затем и премьер-министра. Повторное прошение по установлению бюстов было подано новому губернатору, графу Сергею Татищеву, который не увидел в этом никакой крамолы.
Так в 1908 году на Константиновской (ныне Советской) улице появился красивый двухэтажный особняк с бюстами великих поэтов. Александр Вольский прожил в нем без малого десять лет. Верхний этаж занимал Вольский с семьей и прислугой, нижний этаж сдавался в аренду. Украшением комнат были изразцовые печи, выписанные хозяином из Витебска. Семья жила открыто: постоянно приглашались гости, устраивались поэтические и музыкальные вечера. К дому примыкал большой двор, где располагались хозяйственные постройки. И сейчас у его жильцов имеются сараи во дворе – не всем обитателям центра города так повезло.
Незадолго до Февральской революции Вольский продал свой дом знаменитому саратовскому хирургу, профессору Сергею Спасокукоцкому. Сергей Иванович, проживая в этом доме, свободные площади сдавал своим коллегам-медикам. Уезжая в Москву, Спасокукоцкий сделал всё возможное, чтобы дом остался за служителями здравоохранения. Здесь жили многие саратовские светила медицины.
В 50-е годы здание надстроили двумя этажами – так стремились увеличить количество жилья в Саратове. Дом выкрашен красной краской, а элементы декора, в том числе и бюсты – белые. И хотя два верхних этажа совершенно не гармонируют с исторической постройкой, дому Вольского повезло больше, чем дому Истомина в Варшаве. Там здание надстроили четырьмя этажами, и бюсты поэтов совсем «потерялись» на сером фасаде.
(Источники: В.Н. Семенов, В.И. Давыдов «Саратов историко-архитектурный»)