О проблемах по-американски и по-русски
5 мая на YouTube появился новый клип американского рэпера Childish Gambino «This is America». За неполный месяц существования у видео более 220 миллионов просмотров. Цифры впечатляющие, но интересна работа не столько этим, сколько общественным резонансом. Пародии на нее стали появляться повсеместно, в том числе и в России.
При первом просмотре может показаться, что ничего такого прямо уж особенного в песне нет: вроде бы незатейливый текст вполне в духе современных рэперов и видеоряд, в котором Childish Gambino (он же Дональд Гловер) странно танцует. Правда, время от времени этот самый человек расстреливает то аккомпанирующего ему гитариста, то хрестоматийный церковный хор. На деле всё куда тоньше и клип испещрен разнообразными отсылками.
Например, поза, в которой Дональд убивает гитариста, отсылает к Джиму Кроу – чернокожему персонажу американского актера XIX века Томаса Райса. Этот образ стал популярной карикатурой на темнокожих бедных, а позже законы о расовой сегрегации в США 1890–1964-х гг. многие называли законами Джима Кроу. Брюки, в которых танцует Childish Gambino, напоминают брюки военных южных, то есть рабовладельческих штатов времен Гражданской войны. Расстрел хора – отсылка к стрельбе в Чарлстоне в 2015 году, в ходе которой погибло девятеро, и все они были афроамериканцами.
Но самое забавное связано с танцами, потому что они отвлекают от того, что происходит на заднем плане: падения человека со второго этажа, скачущей лошади с черным всадником, видимо, Апокалипсиса. Под конец персонаж Гловера от кого-то убегает, в чем видят намек на фильм «Прочь», посвященный, разумеется, теме межрасовых отношений, но любопытно другое: это можно трактовать и как бегство афроамериканцев от самих себя, тем более что и им тоже достается – например, с помощью сцены с большим количеством подержанных машин, на которых они до сих пор в основной массе ездят.
Было бы странно, если бы в России клип остался незамеченным. Пока появилось две пародии. Одну сделал блоггер Гурам Нармания, известный прежде всего по пранк-проекту Rakamakafo, посвященному реакциям людей на нестандартные, зачастую провоцирующие ситуации. Так что ничего удивительного в том, что и на это видео он откликнулся, нет. Но то ли стояла задача всех опередить, то ли Гурам недостаточно вник в суть первоисточника, но пародия получилась блеклой: как с точки зрения скудного видеоряда, так и по тексту, в котором вроде как есть отсылки и к авиакатастрофе «Кагалымавиа», и к свалке в Волоколамске, и к пожарам в торговом центре «Зимняя вишня», но всё это разбавлено пафосной «водой» про народ.
Немногим лучше получилась и работа скандального видеоблогера Юрия Хованского, который 31 мая выпустил откровенно лубочную пародию, где не столько сосредоточился на подстебывающем народ тексте, сколько на видеоряде. Над ним, очевидно, активно поработали: тут и священнослужители освящают машины, и пикетирующую против «Роскомнадзора» девушку арестовывают. Другое дело, что в целом всё равно получилась развесистая клюква и очевидная пародия ради хайпа.
Впрочем, пародии на то и пародии, чтобы развлекать. А вот когда в России музыканты (а не блогеры) начнут снимать такие остросоциальные клипы – большой вопрос.