Японская игра в костюмы

Оценить
Косплей как отражение национальной психологии

В декабре прошлого года президент РФ Владимир Путин побывал в Японии и то ли из уважения, то ли из интереса договорился сделать 2018 год годом этой страны в России. Будем обмениваться культурным наследием. В плане мероприятий, утверждённых министром Мединским, точно есть искусство икебаны. А вот чего-то, связанного с косплеем, я пока не нашла.

Что такое косплей, запомнить очень просто, если разложить слово на две части. Кос – костюм, плей – играть. Японский косплей – это возможность примерить на себя роль героя аниме. К костюму придётся обязательно добавить стиль поведения выбранного героя. Но японцы всё время играют разные роли и на работе, и дома – так что все они немного артисты.

Лет тридцать назад обучаться косплею японцы начинали в подростковом возрасте. Он объединял мальчишек, любящих аниме (мультфильмы) и мангу (комиксы). Но довольно быстро шить костюмы и перевоплощаться в популярных героев стали и их подружки. С годами движение не заглохло, а заинтересовало рынок. Теперь подросткам не нужно самим шить костюмы, в которых они собираются на тематическую вечеринку. К их услугам – магазины, где есть всё: только парики сотен оттенков, десятки цветов линз, которые преобразят цвет глаз, и ещё тысячи других нужных аксессуаров.

Несколько раз в год японские косплееры съезжаются на многотысячные фестивали. По будням собираются у парка Ёёги в Токио, да и просто по улицам городов ходят в разноцветье своих образов. Популярны в Японии и косплей-кафе, где официанты одеты как герои аниме или компьютерных игр.

В последние годы японские косплееры осторожно пробуют примеривать на себя костюмы героев «Гарри Поттера». Смелее это делают девушки, не гнушаясь даже мужской ролью Драко Малфоя. А парни экспериментируют с переодеванием в животных персонажей.

Большинство японцев, услышав про косплей, притворятся, что их эта игра совершенно не касается. Это большинство считает, что, прикрываясь косплеем, люди убегают от реальности и пытаются закрыться от общества. Но костюмная субкультура неумолимо катится по всему миру, наращивая на общий каркас свои национальные особенности.

В Австралии, например, основой для костюмов становятся западные комиксы, компьютерные игры и даже драматические произведения. А на Филиппинах в чести научная фантастика. Косплей популярен в Гонконге, Сингапуре и Тайване, в США и Канаде. На американских фестивалях устраивают косплей-конкурсы, где характерные детали костюма подкрепляются монологом героя.