Чего-то хочется, а от кого – не знают
Денег на революционные изменения в организации общественных перевозок у администрации Саратова нет. Частный бизнес, плотно взявший в тиски саратовских чиновников своими предложениями улучшить, ускорить, осчастливить, платить готов. Но свою финансовую подпитку обставляет множеством условий. Депутаты Саратовской городской думы недовольны тем, что городская администрация за их спиной сговаривается о том, чтобы передать в концессию Саргорэлектротранс. Эти моменты пытались прояснить в минувший четверг на заседании постоянной комиссии думы по промышленности и транспорту.
По-старому нельзя, по-новому – страшно
Депутаты устали ходить вокруг да около мимо темы улучшения транспортного обслуживания и решили узнать, что делается у чиновников. Замглавы администрации по городскому хозяйству Роман Бусаргин подготовил для народных избранников справочку. Начиналась она с того, что ещё в конце 2015 года правительство Саратовской области решило, что нужно повсеместно внедрять автоматизированную оплату проезда для льготных категорий граждан.
Бусаргин прописал для депутатов, что такой переход имеет свои плюсы. Например, карту будут выдавать на 3 или 5 лет, и льготникам не придётся каждый месяц покупать проездные билеты. Опять же с картой у многочисленных ветеранов труда не будет мороки с доставанием удостоверения и книжечки с талонами, которые нужно оторвать и передать водителю. А водители получат своё водительское счастье, потому что с них будет автоматически снята обязанность идентифицировать передающего льготный талон с фотографией в предъявляемом документе.
В начале июня на 3-м и 11-м трамвае и 3-м и 5-м троллейбусе начинается саратовский эксперимент по оплате проезда обычной банковской картой. Он будет продолжаться как минимум всё лето
Но есть и огромный жирный минус – чиновники опасаются, что саратовцы пожилого возраста будут недовольны техническими новшествами. Им будет трудно и страшно прикладывать карту к считывающему устройству, которое появится в салоне транспортного средства. Но анализ эмоционального отношения людей к новым правилам передвижения на общественном транспорте – это всё-таки вишенка на торте.
Гораздо серьёзнее звучат аргументы о том, что у власти нет денег на разработку программного комплекса обслуживания таких карт, установку оборудования и запуск системы, создание пунктов технического сопровождения на каждом транспортном предприятии, покупку, обслуживание ремонт считывающего оборудования и терминалов, в которых можно карточный электронный кошелёк пополнить.
Даже в Москве и Новосибирске всю эту современную инфраструктуру отдали на финансирование частным инвесторам, потому что не захотели тратить бюджетные средства. Так что и Саратову, если решение о едином электронном проездном будет принято, придётся идти по этому пути. Но путь этот не будет усыпан розами для пассажиров. Потому что инвестор будет настаивать на том, чтобы проезд на транспорте стоил не 17, а 23–26 рублей.
Начитавшись всей этой информации, депутаты спросили Бусаргина, что делается-то для того, чтобы сдвинуть груз нерешаемых, иначе чем через инвестора, проблем с мёртвой точки.
«Занимаемся серьезно вопросом», – ответил он. Рассказал, что прошла очередная встреча с возможным концессионером. Заострил внимание на том, что внедрение считывающих устройств для трамваев и троллейбусов, если не отдать их концессионерам, «ляжет на муниципалитет, то есть из бюджета нужно 70–80 млн рублей». Проинформировал, что городская администрация уже заключила контракт на разработку транспортной схемы, которая уберёт с направлений движения дублирующие маршруты в пользу электротранспорта, для того чтобы он стал интересен концессионерам. Намекнул, что вот придёт концессионер в СГЭТ и оплатит внедрение на электротранспорте: «Самим поднимать – не осилим вложения».
Про винегрет с севрюжинкой
Депутат Виктор Марков поинтересовался, кто принимал решение, что мы СГЭТ в концессию сдаём.
– Никто, – ответил Бусаргин.
– А на каком основании вы её готовите? Предварительное соглашение подписали от имени города. Тут же увязан скоростной трамвай. Сюда же мы билеты единые валим. И всё ждёт одно другого. Может, прежде чем переговоры вести, депутаты вам рамки поставят? Чего мы хотим от концессии? Одновременно и конституции, и севрюжинки? Не может такого быть винегрета. Вы взялись переговоры вести с производителями низкопольных трамваев. А годятся они для Саратова? Может, если выполнить те требования, что ваш концессионер предъявляет к городу, то и Саратовгорэлектротранс справится?
– Решение будет до депутатов доведено. Но чтобы вам что-то рассказать, нам нужно досконально это изучить.
– Почему вы решили, что обязательно нужна концессия?
– На сегодняшний момент СГЭТ имеет задолженность 450 миллионов, ряд судебных исков и проблемы, связанные с подвижным составом. И мы должны понимать: или мы развиваем это предприятие, или оно закрывается. Я считаю, что предприятие надо вывести из кризиса. Но мы должны понимать, какие средства требуется туда вложить и есть ли они у города.
По словам Бусаргина, изучать вопрос во всех подробностях чиновники будут до сентября. «Может, и до ноября», – заметил всегда хорошо информированный про помыслы и дела чиновников депутат Дмитрий Кудинов. Он же выдал коллегам справку про то, что передача муниципальных предприятий в концессию к депутатским полномочиям вообще не относится. «Это вопрос администрации. Мы доверили ей управление городом».