Или темнота, или неправильный свет
За свет на улицах Саратова отвечают депутаты городского собрания и администрация города. Однако с некоторых пор уличное освещение волнует только застройщиков. Не потому, что они такие гуманные. Освещать дорогу к построенному дому строителям приходится, чтобы повысить его продажную привлекательность. Но пока идёт стройка, застройщик имеет право и возможность тратить киловатты на улицу, а когда дом сдан и застройщик ушёл с объекта, энергетики не хотят бесплатно давать свет непонятно кому. Потому что все эти столбы, линии электропередач и фонари оказываются враз бесхозными.
«Город не берёт эти линии на баланс, потому что они не совсем соответствуют его нормам», – объяснял членам комиссии по промышленности в Саратовской городской думе депутат Евгений Чернов в минувший четверг. По его словам, застройщики вынуждены делать хоть что-то с освещением, потому что город вообще его не делает в новых микрорайонах. «Нерешаемый вопрос получается. У вас на тёмных улицах живут десятки тысяч людей. И людям без разницы, на чьём балансе линии электропередач, принял их город или не принял. Они видят, что не горит свет. И понимают, что власть бездействует. Есть выход?» – спрашивал Чернов. И предупреждал, что не только люди злятся, но и «застройщики психуют».
Заместитель главы Саратова по городскому хозяйству Роман Бусаргин ответил, что ему проблема с этими построенными застройщиками линиями известна. И он знает, как её решить. Линии будут оформлять в городскую казну как бесхозные. Обещал в этом году принять все существующие на баланс и нести потом по ним бюджетные расходы. Бусаргин – чиновник из тех, что живут в реальном мире. И казус с этими линиями ему понятен. Застройщик строит их за свой счёт, но тратить деньги на оформление земельных участков под столбами, на техприсоединение к сетям, на получение свидетельства о собственности он не хочет. Но городская администрация, по словам Бусаргина, связана нормативными документами, по которым она может принять инженерные сооружения на свой баланс только от собственника.
В соответствии с федеральным законом № 131 от 06.10.2003 и Уставом муниципального образования «Город Саратов» организация освещения улиц города отнесена к компетенции органов местного самоуправления. |
Про то, что порядок приёма имущества в собственность МО «Город Саратов» установлен решением Саратовской городской думы, Бусаргин знал, но не сказал. Не хотел, наверное, расстраивать депутатов известием о том, что они сами себе эти проблемы и наворотили ещё в 2007 году.
Депутат Дмитрий Кудинов в установленном порядке не сомневается. И он был явно против легализации линий застройщиков как «бесхоза». Во-первых, легализация всё равно занимает больше года. Во-вторых, в ходе этих процедур нелегализованные линии электропередач всё равно неправильно использовать. Потому что подающие электроэнергию компании тогда будут нести убытки за бесхозные киловатты. И город по причине продолжающейся бесхозности линий не сможет их оплатить.
«Тогда давайте скажем всем застройщикам, чтобы они не делали ничего, – вспылил Евгений Чернов. – И будем ждать, когда в бюджете появятся деньги на то, чтобы мэрия заказывала освещение на бюджетные деньги и за счёт бюджета его проводила, оплачивая техприсоединение».
Замглавы города Роман Бусаргин считает, что такой подход к освещению улиц в новых микрорайонах ещё хуже. В пример привёл 6-й, 7-й, 9-й, 10-й, 11-й микрорайоны в Солнечном-2, где дома принимаются сейчас от застройщика без линий уличного освещения. Сказал, что Горсвету поставлена задача их запроектировать. Но там, где не осуществлено строительство линий, а уличное освещение застройщики закончили надподъездным фонарем, необходимо будет истратить порядка 100 млн бюджетных рублей. И это без стоимости технологического присоединения, которое, надо понимать, предложат оплатить из кармана новосёлов. «Вот сейчас мы их запроектируем и выйдем в думу с просьбой о выделении денежных средств», – сказал Бусаргин.
Депутат Чернов предложил продолжить разговор на специально созданной под эту тему рабочей группе. Принести туда список улиц новых микрорайонов, где света или нет или он то горит, то не горит, и по каждой конкретной линии найти способ осветить. Роман Бусаргин сказал, что он «готов расшивать любые проблемы». Но депутат Дмитрий Кудинов легко переложил ответственность с городской власти на застройщиков и на законодателей из Госдумы.
Есть улицы, за освещение которых отвечает комитет дорожного хозяйства, есть улицы, где ответственность за горящие фонари на столбах лежит на администрациях района. |
По словам Кудинова, строить осветительную линию просто так – без проекта, без условий техприсоединения, без экспертизы – нельзя. А застройщики делают именно так в расчёте на то, что потом «самоволку» город легализует. Депутаты городской думы поставили таким настроениям заслон, прописав у себя в нормативных документах, что город берёт на баланс только передаваемое от застройщиков бесплатно оформленное ими в собственность имущество, будь то хоть канализация, хоть освещение, хоть дороги. Но застройщики хорошо знают федеральные законы. А в федеральном Градостроительном кодексе не прописана обязанность строителей ни по строительству, ни по оформлению в собственность этих инженерных коммуникаций. «Тепло-, электро-, водо– и газоснабжение обязательны, а остальное нет», – уточнял Кудинов и, желая решить проблему раз и навсегда, предложил «работать с федералами» и менять нормы Градостроительного кодекса. Про то, сколько лет потребуется на такие поправки, которые должны проломить крепостную стену строительного лобби в Госдуме, предпочёл не рассуждать.
Хуже всего с уличным освещением дела обстоят в посёлке Солнечном-2 (6-й, 7-й, 9-й, 10-й, 11-й микрорайоны), на улицах Безымянной и Романтиков – в Ласточкино, в микрорайонах Цветочный и Изумрудный посёлка Юбилейный, на улицах Плякина, Трынина, Левина – в посёлке Авиаторов. |
«У города денег полно, у Горсвета полно – пусть строят», – грустно пошутил депутат Чернов. Но посоветовал всё-таки «не отпугивать застройщиков» чрезмерными требованиями. Нелегальный свет, который они проводят, тратя свою прибыль, всё-таки лучше, чем отсутствие всякого света.