Хотят по тысяче рублей с квадратного метра

Оценить
Хотят по тысяче рублей с квадратного метра
В такую сумму обойдется саратовцам замена старого лифта на новый, если региональные власти не придумают ничего лучше

Региональные власти не знают, что делать с лифтами в жилых домах. У большинства из них уже вышли сроки эксплуатации или вот-вот выйдут. И тогда Ростехнадзор запретит их использование, а людям на верхние этажи придётся подниматься пешком. Но на замену лифтов нужны большие деньги – около 5–8 миллиардов рублей. И их, естественно, нет. Поэтому предложение скинуться самим жильцам, озвученное еще в прошлом году, остаётся в силе. Более того, этот вариант решения проблемы видится областным депутатам как наиболее реальный из всех возможных. В противном случае, перечисляя всё, чего уже нет или скоро не станет в Саратове, можно будет добавлять: «В Саратове нет лифтов».

Есть идеи?

Вопрос замены лифтового оборудования в многоквартирных домах Саратова и области обсуждался на минувшей неделе в областной думе. На рабочей группе комитета по жилищной, строительной и коммунальной политике под председательством Александра Санинского и по инициативе Леонида Писного.

Вопросом этим, как особо подчеркнул инициатор, областная дума занимается последние пять лет, регулярно проводя различные совещания на эту тему. Беда только в том, что решение у проблемы никак не находится. В прошлом году, например, делалась ставка на региональную программу, которую должен был разработать областной минстрой. И он разработал. Как сказал Писной, в сентябре проект этой программы депутатам показали. Но на этом всё. Больше никакого движения в сторону разрешения вопросов с изношенными лифтами не было.

До 2020 года в Саратовской области требуется заменить 3900 лифтов. 2700 из них – только в Саратове

Сейчас, спустя 8 месяцев, депутату было интересно узнать, как же все-таки идут дела. «В других регионах такого, как у нас, нет, – говорит Писной. – Нигде по 20 лифтов в год не меняют при потребности в 2700. Поэтому мы и попросили вас всех сегодня собраться. Может быть, у кого-нибудь есть свежие идеи и новые наработки?».

До 10 процентов. Намного ниже

Заместитель министра строительства и ЖКХ региона Александр Пикалов подтвердил, что проект программы по замене лифтов готов. Но документ не утвержден и не принят. Потому что нет источников финансирования. «Они изыскиваются», – обнадёжил замминистра. Но на этом всё.

Другие варианты решения проблемы, проработать которые было поручено минстрою, оказались нежизнеспособными. Была, например, идея договориться с банками о кредитах на специальных условиях. Поначалу даже откликнулись НВКбанк и Сбербанк, выразив готовность работать с фондом капитального ремонта. Правда, попросили при этом гарантии правительства области. А оно их предоставить не смогло. По причине, как не трудно догадаться, отсутствия денег.

На самом деле, как выяснилось потом в ходе обсуждения, привлечение кредитов на замену лифтов под гарантии правительства – это и есть региональная программа, на которую не хватает денег. И средства изыскиваются для предоставления гарантий банкам. Она же подразумевает, что жильцы домов будут сбрасываться на замену лифтов дополнительно, помимо взносов на капремонт.

Все лифты, которые эксплуатируются более 25 лет, должны быть заменены до февраля 2020 года. Это предусматривает технический регламент Таможенного союза «Безопасность лифтов ТР ТС 011/2011»

Фонд капремонта, по словам Пикалова, пока пытается решить вопрос замены лифтов своими силами в рамках имеющихся финансовых возможностей. Но они не велики, и планы, соответственно, тоже мелковаты. Так, в 2018 году фонд намеревается заменить 43 лифта, в 2019-м – 68, и ещё 110 лифтов в 2020 году. Еще около 50 лифтов за три года планируют заменить в своих домах жильцы, которые копят на капремонт на спецсчетах. Итого 220–280 лифтов за три года из 3900. Или 5–7 процентов от потребности.

Не занимались и не собираются

Областной минстрой, говорят, искал помощи и спрашивал мнения у федерального Минстроя. И тот свою позицию обозначил чётко: чтобы вписаться в программу ускоренной замены лифтового оборудования, которую инициировало ведомство в прошлом году, лифты и газовое оборудование в многоквартирных домах должны быть приоритетами при формировании краткосрочных планов по капремонту. Тогда основным источником денег на лифты будут средства граждан, которые они вносят в фонд. И ни копейкой больше.

В Саратовской области эта тема как-то не зашла. Пикалов говорит: всё потому, что краткосрочные планы уже давно были сформированы и лифты там в приоритете не значились. А теперь назад откатывать – себе дороже. Во-первых, всё равно денег не хватит, а во-вторых, жильцы домов, где лифта нет, точно будут недовольны.

Александр Санинский предложил минстрою и фонду капремонта пообщаться с жильцами домов, где лифты есть. И может быть уговорить их внести дополнительные деньги на замену лифтов. Но Пикалов дал понять, что заниматься уговорами отдельных граждан никто в правительстве области не собирается и не будет.

Представители прокуратуры тоже интересовались минстроем. Вспомнили, что ведомству еще в прошлом году поручали разработать дополнительные меры по программе капремонта и конкретно по лифтовому вопросу. «Вы сказали, что нужно проводить собрания с жильцами, так я не услышал – собрания проводились? Вы что-нибудь делали? Координирующая функция у министерства есть какая-то?» – спрашивал представитель прокуратуры. В ответ представитель минстроя дал понять, что ответа нет.

Можно и частями, но пока нельзя

Возникла мысль менять лифты по частям, в рассрочку. Или с применением энергосервисных контрактов.

Теоретически такое возможно – подтвердил директор ООО «СаратовЛифтКомплект» Владимир Голеня. Но срок окупаемости по энергосервисному контракту получится слишком длинным – порядка 10 лет, а то и больше, и лифтостроительные заводы, мол, на это не пойдут. А для замены лифта по частям в действующем законодательстве не предусмотрен порядок.

«Вот Чибис (Андрей Чибис, замминистра строительства и ЖКХ РФ. – Ред.) тут на днях сказал, что сейчас прорабатывается вопрос внесения в законодательство понятия «модернизация» лифтового оборудования. Вот когда это будет, тогда можно будет по частям менять. А пока нет», – сообщил Голеня.

Цены на замену лифта в этом году подросли. С прошлогодних 1,5 млн рублей в среднем до 2 млн рублей за один лифт

В отчаянии участники совещания предложили срисовать схему замены лифтов со схемы решения проблем обманутых дольщиков. «Давайте, может, в обмен на замену лифтов участки под строительство давать?» – додумался кто-то. Но обсуждать это не стали. Несерьёзно как-то.

По тысячи с квадратного метра, и всё тут

Через полчаса пустых упражнений в креативности Леонид Писной, как инициатор совещания, решил, что его пора закруглять и подытоживать. «Надо принимать программу, и всё, – заявил он. – 100 миллионов на гарантии погоды бюджету не сделают. Нашли же деньги на Облводоресурс – уже по 300 миллионов отдаём, и на гарантии найдутся».

Что касается дополнительного софинансирования со стороны населения, то Писной уверен, что треть жильцов МКД к таким жертвам готова. И снова набросал примерный расчёт вложений граждан.

При стоимости лифта в 2 миллиона рублей расходы собственников, по его словам, составят по 800–1000 рублей с каждого квадратного метра. Это, например, 30 тысяч с самой маленькой квартиры в год, или 2,5 тысячи рублей в месяц плюсом к остальным платежам за жилищно-коммунальные услуги. Как долго придётся жертвовать на лифты, еще не известно. Этот вопрос должен обсуждаться отдельно и индивидуально в каждом случае.

Александр Анидалов, депутат-коммунист, предположил, что в лучшем случае собираемость будет на уровне 10 процентов. Писной ответил, что иной альтернативы всё равно нет.

В следующий раз лифты в облдуме решили обсудить через месяц. За это время участники рабочей группы договорились внимательно ознакомиться с текстом проекта минстроевской программы и подробно изучить опыт других регионов, где количество обновляемых лифтов исчисляется сотнями в год. Может быть, в чужом опыте отыщутся способы заменить лифтовое оборудование так, чтобы не пустить при этом по миру саратовцев.


[кстати сказать]

Напомним, что на федеральном уровне разработаны и успешно действуют как минимум два механизма замены лифтов, которые не предполагают дополнительных сборов с населения. Один из них – запущенная в прошлом году Минстроем РФ программа ускоренной замены лифтов. За год в проекте приняли участие 23 региона и было заменено 13 тысяч лифтов. В одной только Свердловской области, например, в рамках программы за год заменили тысячу лифтов. В текущем году к программе присоединилось еще несколько регионов. В планах заменить 15 тысяч лифтов. В одной только Башкирии – 600 штук. Но властям в Саратовской области эта программа не понравилась. По нескольким, говорят, причинам.

Во-первых, в ней определены конкретные производители лифтов. Сотрудничество с чужими производителями саратовское правительство считает неинтересным – «у нас есть свой производитель». Во-вторых, предельная цена в 1,5 миллиона за лифт, прописанная в программе, кажется региональным властям слишком заниженной – «по нашим расчётам, замена одного лифта выливается в 2 миллиона рублей». Плюс еще много других «трудновыполнимых условий».

То есть получается, что отказ региональных властей вступить в федеральную программу ускоренной замены лифтов в интересах «собственного производителя», которым, к слову, является ООО «СаратовЛифтКомплект», обернётся для саратовцев дополнительными целевыми сборами в размере от 30 тысяч рублей с квартиры.

Подсуетиться для попадания в другую программу – по линии Фонда содействия реформированию ЖКХ – саратовские власти тоже не захотели. Там условий софинансирования (до 5 млн на один дом) больше: дом должен быть не моложе 5 и не старше 60 лет, в нем должны быть установлены приборы учета по теплу и электроэнергии, а снятие их показаний должно проводиться не менее года. В доме должны быть накоплены средства не менее 50 процентов от суммы капремонта.

Почему не захотели? Возможно, опять же в интересах «своего производителя».