Жизнь завода – награда для Федора Шимчука

Оценить
Люди остаются в истории, а книга «Нефтемаша» продолжает перелистывать страницы

Когда занимаешься делом, которое нравится, тогда жизнь – счастье. И даже горы пойдут навстречу человеку, который привык отдавать. Таким был Федор Шимчук, директор завода «Нефтемаш», а потом – председатель совета директоров акционерного общества. 55 лет его жизни связано с этим производством. При Федоре Станиславовиче предприятие превратилось в большую семью.

Судьба наградила Шимчука даром предвидения, наверное, за его отношение к делу и к людям. Он опережал время. Благодаря этому у завода открылось второе дыхание – появился новый корпус. «Нефтемаш» постоянно в поиске – расширяет базу заказчиков и перечень изделий. Поэтому завод жив, сохраняет коллектив, не превратился в торговый комплекс, несмотря на сложные периоды, кредиты, санкции.

Федор Шимчук не дожил несколько месяцев до своего юбилея. 25 июня ему исполнилось бы 80 лет.

С детства любил машины – сельское хозяйство давало идеи

После окончания техникума механизации сельского хозяйства молодой специалист Шимчук на целине руководил колонной, а в армии уже обучал других ребят своей специальности. Как будто предназначение Федора Шимчука было определено – производство. И сразу проявились его организаторские способности, стремление работать в коллективе и сообща добиваться результата. Еще студентом, придя на завод «Нефтемаш», Федор Шимчук стал начальником участка, который под руководством его педагога, кандидата технических наук САДИ (теперь СГТУ) Владимира Наливкина освоил новый метод механизированной наплавки для восстановления изношенных автотракторных деталей. В Саратов за опытом приезжали представители предприятий из других городов СССР. Разработка повысила производительность труда, позволила защитить двенадцать кандидатских и две докторские диссертации.

Федор ШимчукФедор Станиславович как специалист рос вместе с заводом. В начале 1970-х в течение трех лет он был заместителем председателя Фрунзенского райисполкома, работал на благо всего района и, конечно, родного «Нефтемаша». Сюда он вернулся в 1975 году в качестве директора, когда сельскохозяйственная отрасль наметила государственную задачу – мелиорацию Заволжья. Нужны были центробежные насосы для сельхозобъектов в Нижнем Поволжье. Федор Станиславович понимал, что у изношенного, экологически устаревшего производства не будет развития без новой продукции. «Нефтемаш» должен был получить разрешение на выпуск насосов, а для этого он нуждался в еще одном производственном корпусе.

– Внутренняя уверенность Федора Станиславовича основывалась на глубоком понимании ситуации и анализе, – рассказывает бывший начальник отдела маркетинга, ныне руководитель музея завода Вячеслав Тюрин. – Пока решался вопрос реконструкции предприятия, на заводе уже начали выпускать насосы для мелиорации, не снижая темпы основного производства – Шимчук хотел показать, что масштабные задачи выполнимы. Без длительной предварительной подготовки войти в план института «Саратовпромпроект», подчинявшегося министерству строительства СССР, было практически невозможно.

Но директор «Нефтемаша» был последователен, он смог убедить нужных руководителей и получил важную поддержку министра химического и нефтяного машиностроения Константина Брехова и председателя обкома партии Алексея Шибаева. Прошло множество встреч разного уровня, экспертиз. Согласовали перенос трех предприятий с площадки будущего строительства на улице Степана Разина, а они подчинялись разным ведомствам. В декабре 1975 года Госплан постановил провести расширение «Нефтемаша». Параллельно велась реконструкция существующих и строительство новых корпусов на улице Университетской.

Главное – правильно поставить задачу

В 1980-е годы новый корпус надо было наполнять оборудованием. Станки, арматура, прокладка высоковольтных линий электроэнергии, тепловых сетей, водопровода, монтаж вентиляции – всё это было не дешевле строительства самого здания. Мощности «Нефтемаша» и численность работников увеличились в два раза, трудоустроили около 400 человек. Приезжали по направлению выпускники учебных заведений со всех уголков страны. Для них и их семей завод выстроил девятиэтажное общежитие и детский сад, кроме того, взял шефство над школой-интернатом. Есть новое производство – значит, нужны еще новые виды продукции. Федор Шимчук поставил задачу освоить товары народного потребления. Крышки для домашнего консервирования, ведра, тазы составляли около 50 процентов выпускаемой продукции, что повысило экономические показатели. Постепенно корпус заполнялся станками, на которых выпускали дозировочные насосы, насосные установки, оборудование для нефтегазоперерабатывающей промышленности, резервуары, емкости.

«Нефтемаш» – первое производство в Саратовской области, которое стало проводить экономические преобразования. Процесс перехода предприятия на хозрасчет и самофинансирование начался с 1977 года. В 1990 году, наблюдая происходящие перемены в стране и видя дефицит госбюджета, Федор Шимчук принял дальновидное решение взять в аренду производство у государства, не дожидаясь помощи со стороны. Это способствовало успешной приватизации в 1993 году – третью часть денег на нее завод к тому времени заработал сам. Все акции грамотно распределили между работниками с учетом их стажа и должности. Систему менеджмента качества внедрили впервые в регионе тоже на «Нефтемаше» в 1994 году. В 1990-е, когда многие предприятия разорялись, к тому же пришла в упадок мелиорация, «Нефтемаш» продолжал осваивать рынки и выпускать новую продукцию для нефтегазопереработки, нефтехимии, атомных, тепловых станций, водоканалов.

Дивиденды направляли на техперевооружение. Начиналась эпоха станков с числовым программным управлением. Федор Шимчук прислушивался к мнению специалистов, рисковал, покупая дорогостоящее оборудование. С помощью высокоточных станков предприятие стало выпускать новый класс дозировочных систем, автоматизированных блок-боксов. По качеству они конкурируют с известными мировыми брендами, только дешевле.

– Федор Станиславович привозил образец и мог дать, например, месяц на разработку, – рассказывает генеральный директор АО «Нефтемаш»-САПКОН Владимир Мигаль, который пришел на завод в 1977 году технологом. – Мы много лет поставляли виброаэроразгрузчик для тонкого помола муки мукомольным комбинатам, казалось бы, не свойственная нам продукция. Изобрели насос для финской антитурбулентной присадки для перекачки нефти. Сложность была в том, что она тянущаяся, как клей. Наш насос выдержал испытания на жаре в Саудовской Аравии и в 20-градусный мороз в Финляндии, когда американский и немецкий вышли из строя. Мы поставляли продукцию в Финляндию и на Ближний Восток.

Всегда один совет: «Вперёд!»

Завод сам проектирует, патентует свои идеи. На предприятии действуют мощные отделы главного технолога и конструктора, отдел проектирования. Лет 20 назад, когда в стране еще не говорили про цифровую экономику, Федор Шимчук одобрил переход на компьютерное проектирование. Современные 3D-программы повышают качество и производительность этой работы. У каждого специалиста свое задание. Кто-то проектирует блок-бокс, кто-то каркас или телемеханику, программный продукт – используется комплексный подход.

– Федор Станиславович уделял большое внимание инженерно-техническим кадрам, – замечает Владимир Степанович. – Он считал нормальным, если заработок высококлассного специалиста выше зарплаты директора.

Предприятие стремилось к оптимизации площадей. В корпусе на улице Степана Разина теперь сконцентрировано основное производство.

– У нас, технарей, свое видение, – говорит Владимир Мигаль. – С санкциями рынок сужается. Мы предлагали освоить новое производство, но понимали, что необходимо оборудование на миллионы и переподготовка специалистов. На это у Федора Станиславовича всегда был ответ: «Вперед!» Он наставлял ни в коем случае не рушить службу качества. В условиях нехватки денег мы полностью модернизировали лаборатории и аккредитовали их. Не все предприятия нашей отрасли так оснащены. Но мы видим в этом необходимость, потому что выполняем заказы для опасных производств и должны гарантировать высокое качество. Система его контроля помогает завоевывать рынки.

Без госзаказов и федеральной поддержки, как у предприятий оборонного комплекса, выживать сложнее. Тендеры выигрывают порой те производители, у которых ниже цена и качество, не всегда добросовестные. Чтобы не оставить людей без зарплаты и чтобы завод не отрезали от энергоресурсов, когда «душили» кредиты, Федору Шимчуку приходилось много работать с банками. И в таких условиях «Нефтемаш» дорожит своими работниками – а их 600 человек: сохраняет для них соцпакет, улучшает условия труда в цехах, кабинетах и, конечно, вовремя платит зарплату и перечисляет налоги. В 2008 году акционерное общество подверглось рейдерским атакам. Упавшие после этого в два раза объемы производства «Нефтемаш» восстанавливал в течение последующих трех лет.

– Посмотрите, сколько в Саратове торговых центров там, где раньше были заводы, – подчеркивает Владимир Мигаль. – У нас строят препятствия вместо того, чтобы обеспечивать условия промпредприятиям, которые созидают. Условия не в нашу пользу, а Федор Станиславович при этом говорил нам: «Ну что ж, работайте!».

«Нефтемаш» не сдается

И сам работал. Федор Шимчук как настоящий государственник 20 лет возглавлял совет директоров Фрунзенского района, состоял во многих общественных советах, решал глобальные и частные вопросы. Чтобы оптимизировать производство, оправдывать многомиллионные вложения в оборудование, нужно загружать корпус не в две, а в три смены, но не хватает кадров. Федор Шимчук пытался привлечь к этой проблеме внимание руководителей области. На базе завода уже шестой год работает центр инновационного творчества для школьников и молодежи. «Нефтемаш» не сдается, принимает практикантов из колледжей. И самое главное – завод продолжает политику Шимчука, рискует, покупает оборудование, проектирует, выпускает новую продукцию, расширяет сотрудничество, в том числе с ближним зарубежьем.