«По-русски говоря, это бардак»

Оценить
«По-русски говоря, это бардак»
Каждый день валят и валят. Фото Матвей Фляжников
Как в Саратове относятся к охраняемым природным территориям

Год назад Валерий Радаев, бывший тогда врио губернатора, пообещал жителям Солнечного-2 создать благоустроенный парк вокруг пруда Семхоз. Нынешней весной участок внесли в перечень особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Никаких работ по очистке и облагораживанию берегов местные активисты не заметили. Зато вокруг дубравы появились кучи строительного мусора. Как полагают жители, сюда вывозят отходы со стройплощадки школы, которую спикер ГД Вячеслав Володин пообещал открыть в 7-м микрорайоне.

Это не единственный пример свинского отношения к охраняемым землям. Зеленый массив возле поселка Юбилейного, относящийся к ООПТ «Кумысная поляна», заливают фекальные стоки с неисправной канализационной станции.

С широко закрытыми глазами

Если идти к ООПТ со стороны трамвайной остановки, можно встретить преданных ценителей здешних заповедных мест: у входа в землянку на картонках расположилась пара бомжей. Недавно губернатор Валерий Радаев заявил, что саратовские достопримечательности должны привлекать не менее миллиона туристов в год. Вряд ли он имел в виду именно таких посетителей, но зазвать сюда публику почище будет трудно. К уникальной дубраве ведет разбитая грунтовка, проходимая по случаю сухой погоды. В камышах плавают «плоты» из пустых бутылок. Под деревьями чернеют кострища. Отдыхать здесь можно, крепко зажмурившись: несмотря на обилие мусора, пахнет свежим весенним лесом. В зарослях терна, оставшегося от одичавших садов по краям дубравы, даже днем поют соловьи.

Большая свалка начинается со стороны Солнечного-2. На опушке возвышается гора глины, явно вывороченной из какого-то котлована. Бетонные блоки, металлические обломки, отходы от субботников – черные пакеты, набитые сухими листьями. Кое-где склон осыпается, строительный грунт вперемешку с хламом заваливает деревья.

Сверху помойка утрамбована бульдозером. По краю пустоши, волоча детскую коляску, бредет пожилой мужчина. Рассказывает, что его зовут Александр Витальевич. Он 30 лет живет в «старом» Солнечном. Помнит, «как здесь было хорошо – поля, дачки». Сейчас в районе почти негде погулять с ребенком. На новом бульваре Героев Отечества слишком жарко, саженцы еще маленькие. «Хотели в тенек спрятаться, – собеседник указывает на 70-летние дубы, – но здесь не пройдешь. А ведь месяц назад была дорожка. Это свежее навалили».

Еще зимой жители Солнечного-2 заметили, что рядом с дубравой расчищают строительную площадку. «Приехали экскаватор, бульдозер, грузовики с грунтом. Я потребовала, чтобы водитель набрал по мобильнику прораба. Прораб по телефону сказал мне, что здесь готовится строительство дома. Я возмутилась. Через два дня они исчезли, но навезли много, половину от того, что там сейчас навалено», – рассказывает лидер инициативной группы Елена Портнова.

В мае грузовики снова начали возить сюда грунт и строительные отходы. По словам Портновой, «активисты записали на видеорегистратор поездку грузовика от котлована новой школы 7-го микрорайона до места сброса мусора, рейсы выполнялись каждые пять минут». Елена обратилась в природоохранную прокуратуру и районную администрацию. Активисты опасаются, что отходами будет завален овраг с родниками, питающими пруд. Водный объект исчезнет, и у застройщиков откроются новые возможности для освоения территории.

Сейчас котлован под здание новой школы готов, вбиты сваи. Территория огорожена не глухим забором, как это обычно бывает на стройплощадках, а сеткой-рабицей. Любой желающий может полюбоваться, как исполняются обещания спикера ГД Вячеслава Володина, поручившего сдать объект к декабрю. Рядом с котлованом замерли два бульдозера, автокраны, КамАЗ. По краю ямы ходят несколько деловитых мужчин в спецовках. На работы выделено 787 миллионов рублей из резервного фонда РФ.

Дмитрий Щербаков, представитель АО «Экспериментальное хозяйство»: «Часть участка, находящегося у нас в аренде, оказалась завалена мусором. Мы никаких разрешений на размещение отходов на нашей земле не давали. Мы подадим заявление в природоохранную прокуратуру и другие органы. В ближайшее время мы вывезем четыре крупные свалки и почистим поверхность пруда. Мы несколько раз пресекали попытки вывезти сюда отходы со строек. Будем думать над круглосуточной охраной и перекопаем несанкционированную дорогу со стороны Солнечного».

Дурно пахнущая история

Останавливаемся на окраине Юбилейного. Справа – новенькие бело-зеленые высотки. Слева – заросший белой акацией овраг, дальше – лесок (зеленый массив официально входит в ООПТ «Кумысная поляна»). Как сказано на сайте ГК «Аркада», жилой комплекс «Изумрудный» находится в «экологически чистом районе на престижном Усть-Курдюмском направлении». «Два года назад появился запах. Непонятно было, откуда он. Месяц назад стало ясно – отсюда. Вонища стала нестерпимой, – морщится наш сопровождающий Олег. – Я бы никогда не поверил, что такое может быть: огромный микрорайон, дома от 16 до 25 этажей – и без канализации?».

Продираемся через бурелом, спускаемся в овраг. «Слышите звук водопада? Вот и запашок пошел», – говорит. По дну журчит мутный поток величиной с настоящую речку. Склон покрыт засохшей грязью. Она отвратительно хрустит под ногами. При каждом шаге из-под фекальной корки взлетают тучи мошек. На противоположном берегу – свалка и металлический забор. Судя по публичной кадастровой карте, за оградой находятся котельная и канализационно-насосная станция «Изумрудного». В дыру видна канава, по которой вонючая жидкость из-под забора льется в овраг.

Едем ниже по течению, к границе ООПТ. Поток пересекает грунтовую дорогу на Усть-Курдюмское шоссе и входит в лес. На опушке цветут мышиный горошек и земляника. Глубже под дубами белеют поздние ландыши. «Раньше здесь нельзя было надышаться свежестью. Тут растет клен татарский, он почти как липа пахнет. Родники были. Разговоры ходили, что сделают зону отдыха. Что ж, в чем-то люди не ошиблись. Пруд сделали. Канализационный», – шутит Олег без улыбки.

Как в страшной сказке, чем ближе к черному ручью, тем больше гнилых и сухих деревьев. Несколько стволов упали, и мутная жижа разлилась болотом.

Фекальный поток течет по оврагу километра три. Под бетонным мостиком у поселка Цветочного (где выдавалось жилье сиротам и другим льготникам) впадает в реку Гуселка-1. Как говорит Олег, зимой стоков было больше, «текло поверх плиты, снег вокруг был желтый». Поперек Гуселки натянут полог из оранжевой резины. В это «боновое заграждение» набилась груда пластиковых бутылок и бревен. Судя по виду, лежат они не первый год. «Когда-то дачники здесь брали воду для полива, – разводит руками проводник, – а теперь, прежде чем ехать на дачу, проверяют, откуда ветер дует. Если со стороны стоков, здесь находиться невозможно».

«Газета недели» в № 19 (433) от 30.05.2017 уже рассказывала о ЖК «Изумрудный», дольщики которого жаловались на отсутствие лифта в 18-этажке. Отметим, что однокомнатная квартира здесь на стадии строительства стоила почти 2 миллиона рублей. В беседе с корреспондентом «Открытого канала» заместитель гендиректора ГК «Аркада» Станислав Шмойлов назвал жалобы покупателей квартир «вонючими бумагами». В конце июля 2017-го региональное СУ СКР заподозрило чиновника министерства строительства в превышении должностных полномочий. По мнению следователей, заместитель начальника отдела подписал акт о проверке жилого дома, несмотря на отсутствие в нём предусмотренного проектом лифта. На основании этого акта администрация Саратова выдала разрешение на ввод в эксплуатацию.

Заместитель генерального директора группы компаний «Аркада» Станислав Шмойлов ответил нам по-свойски: «Жителям, которые вам жалуются на канализацию, ответьте, чтобы трусы с начесом в унитаз не бросали. Мы построили эту канализационно-насосную станцию. Но больше отношения к ней не имеем. Мы уже на запрос прокуратуры отвечали, что не являемся собственниками».

Заместитель директора УК «Стимул» Александр Кузнецов делился своей правдой: «КНС относится не к нам. У нас есть поставщик по услугам водоотведения, он должен сам следить за своими сетями. К нам обращались жильцы, мы направили письма в водоканал и районную администрацию, чтобы разобраться, на чьем балансе находится эта станция».

Пресс-служба ООО «Концессии водоснабжения – Саратов» не скрывала, что такая ситуация для неё – текучка: «Обращений из «Изумрудного» к нам не поступало. Мы оставили заявку в диспетчерской службе, чтобы адрес включили в план объезда и выяснили, наша это КНС или нет».

Государственный инспектор министерства природных ресурсов Денис Ефимов размышлял на ходу: «Мы зафиксировали сброс канализационных вод от КНС, которая расположена на одной территории с котельной. КНС – это бетонный колодец, куда идут стоки от домов. Оттуда их должны насосами перекачивать в централизованную систему канализации. Почему этого не происходит, установит проверка. Стоки идут в овраг, проходят по землям ООПТ «Кумысная поляна» три километра и сливаются в Гуселку-1. Мы с экоаналитической лабораторией взяли пробы сточных вод, почвы и воды в реке. Результаты направлены в природоохранную прокуратуру. Министерство рассчитает ущерб, нанесенный ООПТ и водному объекту. Что делать в такой ситуации? Можно представить два варианта. Либо отключить подачу воды в эти дома. Хотя жильцы останутся без воды, сброс прекратится. Либо пусть вывозят жидкие отходы ассенизаторскими машинами. Хотя объем большой, и машины будут стоять одна за одной».

Старший помощник природоохранного прокурора Максим Гречаник тоже высказался: «Происходит сброс от неисправной КНС. Обязанность по организации водоотведения возложена на орган местного самоуправления. Но администрации города понадобилось около недели, чтобы ответить на наш запрос о собственниках. Собственником земельного участка, где расположена станция, является ЗАО «Сартехстройинвест». Сама КНС надлежащим образом не оформлена и не передана муниципалитету или водоканалу. Мы привлечем ЗАО к административной ответственности по статье 8.13 КоАП «Нарушение требований к охране водных объектов» и выдадим представление об устранении. Представители фирмы обещают, что в течение двух недель предпримут меры по ремонту КНС. Кроме того, мы передадим материалы проверки в прокуратуру Волжского района, чтобы они дали оценку законности ввода жилья в эксплуатацию. По-русски говоря, это бардак. Я такого еще не видел».

«По-русски говоря, это бардак»
Это дома, из которых течет и пахнет