Как джаз, как Битлз, как рок-н-ролл и битничество

Оценить
«Живая история: Советские фетиши. Джинсы», ОТР

Фильм про «синие тряпки», которые могли оставить покупателя в буквальном смысле «без штанов» – давнишний. В кадре, например, появляется Борис Немцов – молодой, не седой и живой. Тем не менее, авторские интонации, подбор слов и кадров-перебивок странно близок советской эпохе.

«Это охотники за заграничным тряпьем, фарцовщики», – с презрением, сквозь зубы цедит диктор советского телевидения. Фильм о джинсах начинается с кадров советской кинохроники. В кадре молодые, счастливые, красивые люди. Они даже не обменивают деньги на вожделенный товар – кадр с чемоданом фарцовщика идет следующим. Но обличающий голос за кадром грозит им страшным будущим – фарцовщики начинают с заграничных этикеток, а заканчивают черной тропой измены.

Историю о том, как в Советский Союз пришли синие американские ковбойские штаны из грубой саржи, рассказывают артист Михаил Боярский, модельер Вячеслав Зайцев, историк моды Александр Васильев. Достается немного времени и политику Борису Немцову.

– Ведь для женщины в союзе не было ничего, – восклицает Немцов. – Ни нижнего белья, ни шуб. Все ходили в этих мохеровых шарфах и мохеровых шапках. В телогрейках. В сером.

На его фразе про старую кинохронику автор вставляет кадр с красивыми советскими женщинами, гуляющими по улице – в ярких платьях и красных пиджаках.

Для автора изобретатель Левай Страусс – это прежде всего предприимчивый баварский еврей Лейб Штраус, разбогатевший на продаже супернужных грубых штанов американским золотоискателям. А сами джинсы – всего лишь голубая тряпка.

Но его герои идут вразрез с позицией автора – они еще помнят времена, когда эти американские штаны шились из кусочков джинсовой ткани, собранной по знакомым, как за них отдавали 100 рублей при зарплате 80 (жалко, но отдавали). Как джинсы делали тебя модным, но в любой подворотне ты мог «выхватить леща» от местных жителей, потому что твои ноги обтягивает грубая синяя ткань. Джинсы были красотой, сексом, свободой – как джаз, как Битлз, как рок-н-ролл и битничество.

Фильм каким-то мистическим образом передает эту ностальгию, это восхищение, эту тоску по юности. Так что черт с ним, с обличающим автором. Годное кино. Можно смотреть.