Бежим за мусором
В мире набирает популярность плоггинг – сочетание заботы о чистоте окружающего мира и здорового образа жизни. Родом плоггинг из Швеции. Это заморское слово означает «процесс сбора мусора во время пробежки». Плоггинг позволяет убить одним выстрелом двух зайцев: и спортом позаниматься, и город сделать чище. К тому же, как отмечают фитнес-инструкторы, расход калорий во время таких экологических пробежек увеличивается. Ведь для того чтобы подобрать с обочины бумажку или бутылку, нужно нагнуться или присесть. В минувшее воскресенье за мусором по саратовским улицам вместе с другими «зелеными» активистами бегал и корреспондент «Газеты недели в Саратове».
Активистка Катя
Практически самый центр города: пересечение улиц Степана Разина и Посадского. Воскресенье, утро. На пятерых человек в перчатках и с синими мусорными пакетами в руках немногочисленные случайные прохожие смотрят равнодушно. Кто-то из них ещё не успел проснуться, кому-то не до этих чудаков, а у кого-то (это у тех, кто решил воскресенье начать с бутылки крепкого пива) вовсю продолжается субботний вечер.
Мы ждём опаздывающих борцов за чистоту родного города, а инициатор экологической акции Екатерина Сахарова рассказывает, как у нее родилась идея продвигать в Саратове плоггинг: «Как сейчас помню, что решила организовать пробежку 1 мая. Обыкновенные субботники уже всем надоели. Ну что подумает практически любой школьник, когда ему скажут, что надо идти на субботник? Ответ, я думаю, известен. Хотелось чего-то нового».
Екатерина – студентка юридической академии. Говорит, что сама она плоггинг практикует почти месяц – бегает у себя по району с мусорным мешком в руках. Совмещает полезное с полезным: и себя в форме поддерживает, и свою малую родину. А вот акция, которая с минуты на минуту должна начаться, первая.
На старт! Внимание! Марш!
Маршрут, предложенный Катей, взят не с потолка. «Улица Посадского в ужасном состоянии. Здесь полно мусора, хоть и центр. Сейчас побежим до Рахова, по ней бежим до Зарубина, потом по Зарубина до Посадского. Я, прежде чем такой маршрут предложить, прошлась здесь пару раз», – объясняет девушка.
Активистка ратует не только за чистоту Саратова, но и за то, чтобы мусор собирали правильно: то, что можно переработать, должно быть обязательно переработано. В первую очередь это касается пластика, которого в скором будущем может стать больше, чем рыбы в мировом океане. Мне поручают во время пробежки быть ответственным именно за сбор пластика. Синие пакеты, наполненные под завязку пластиковыми бутылками и посудой, мы в конце акции отправим в одну из немногочисленных в Саратове «клеток» для пластиковой тары.
Наконец к нам присоединяются три человека, после чего Катя дает команду бежать, разделившись на группы. Одни бегут по четной стороне улицы, другие – по нечетной.
Далеко не убежишь
Я только-только думаю втопить, тем самым открыв сезон бега (до этого что-то времени никак не находилось), как вижу в двух шагах пустую бутылку. Останавливаюсь, подбираю её и отправляю в мусорный мешок. Рядом замечаю еще одну бутылку, потом еще одну. Да лучше бы у нас грибы росли в Саратовской области так, как валяются бутылки! Помогают мне с наполнением моего пакета и другие волонтеры, а по совместительству спортсмены: несут со всех сторон пластиковую тару.
Спустя минут десять я понимаю, что в Саратове с его загаженными улицами побегать как в Швеции не удастся. Швед совершенно спокойно может бежать по Стокгольму и выглядывать по сторонам хоть что-то похожее на мусор, чтобы финишировать не с пустым пакетом. У нас так не прокатит. Пробежка превращается в «прошажку». Не прохожу и квартала, как пакет уже наполнен наполовину. На другой стороне вижу клетку для пластиковой тары. «Надо будет выкинуть туда весь «урожай», потому что на нашем пути больше таких контейнеров не будет. Только в конечной точке – на Зарубина/Степана Разина. С собой нести придется», – советует мне Катя. Перехожу дорогу и вытряхиваю свой улов.
Пытаемся бежать дальше. На какой-то маленькой улочке, пересекающей улицу Посадского, мы привлекаем внимание пожилого таксиста. Он только-только закончил мыть свой автомобиль. «Итак, куда едем? Садитесь, я вас доброшу! Вас как раз четверо!» – предлагает современный Адам Козлевич. Но вскоре отстает – видит, что нам сейчас не до покатушек. «А говорят, что молодежь у нас плохая сейчас! Да вы посмотрите, какие они молодцы! На таких, как они, Россия и держится!» – кричит он нам вслед.
Обращаю внимание, что далеко не каждая организация следит за чистотой на прилежащей территории. Делают это и далеко не все сетевые магазины. Катя со мной соглашается и называет сетевиков, у которых рядом всегда чисто. Саратовские в их число не входят. Получается, для того, чтобы наш город был чистым, нужно просто открывать больше торговых центров? Хотя чего уж там говорить про магазины, если людям, живущим в частных домах, абсолютно плевать на то, что у них находится буквально перед носом. Рядом с домами мусора больше чем достаточно!
Саратов остро нуждается в сетках
Пакеты с пластиком наполняются гораздо быстрее, чем я думал. Их приходиться тащить с собой, так как до ближайшего контейнера далеко. Когда их становится столько, что уже трудно уместить в руках, на помощь мне приходит парень-волонтер.
Вот хочешь хорошее дело сделать, а у нас в Саратове нет для этого условий. Кто-то из волонтеров рассказывает, что складирует отсортированную тару у себя на лоджии до того момента, пока в городе не будет проходить очередная акция по сбору пластика. В определенное время, в определенное место нужно просто доставить своё собранное «богатство», которое потом отправят на переработку. Такие акции проходят с периодичностью в несколько недель в выходные дни. И вот живет, скажем, неравнодушный саратовец в Елшанке или Комсомольском поселке, собирая тару у себя на балконе. Спотыкается каждый раз, когда выходит туда, ворчит, но продолжает мусор складировать. Потом грузит всё это сокровище в машину, жертвует своим выходным днем, летом – к тому же еще поливом огурцов на своих шести сотках. А если машины под рукой нет? Далеко не каждый таксист согласится везти такого Плюшкина на другой конец города. Но чтобы было по-другому, нужно устанавливать в Саратове больше сеток для пластикового мусора.
По внешнему виду некоторых бутылок можно сказать, что на улицах они пролежали несколько лет. Для экономии места мне приходится бутылки сминать, у некоторых предварительно откручивая крышки. Откручиваю крышку у одной из таких бутылок, в которой еще остался напиток. В нос ударяет резкий запах. Аж плохо становится.
Чего только не доводилось найти на улицах во время плоггинга. Встречались использованные шприцы, флакон от духов «Шанель». Но спустя два часа наступает самый приятный и торжественный момент. В типовые контейнеры мы отправляем мешки с мусором, а в «клетку» – пластиковую тару.
Итог первой плоггинг-акции: 19 пакетов с мусором и 6 пакетов с пластиковой тарой. На 25 пакетов с мусором Саратов стал чище!