Бедная безропотная Саратовская область
Плохо всё с областным бюджетом в нашем регионе. Нет, в многостраничном этом главном финансовом документе все циферки сведены – не подкопаешься. Но как дойдёт до дела, хоть садись и плачь над нищенским положением правительства Саратовской области. На заседании бюджетного комитета Саратовской областной думы в минувшую среду говорили, на что давно уже денег не хватает.
Зарплаты в обмен на дороги
Неприятное известие пришло про дорожные деньги. Оказывается, в прошлом году ремонт и содержание дорог недофинансировали почти на 3 миллиарда рублей. Как выяснилось, спросите? Да случайно. Правительство РФ приказало все деньги, недоданные на дороги в предшествующем году, приплюсовать к объёмам дорожного фонда нынешнего года. Пришлось добавить 2,6 млрд рублей. А теперь представьте, что это только прошлогоднее недофинансирование. А оно, надо полагать, примерно каждый год таким было, как минимум с 2013 года. Пять лет по 3 миллиарда – это 15 млрд рублей! Используй правительство области их по назначению, наши убитые-разбитые областные и межрайонные дороги могли быть лучше.
Почему не использовали и для чего кроили, депутатам объяснил первый замминистра финансов Виктор Осокин. «Потому что «социальную сферу» у нас за это время раздули в связи с указом президента о повышении зарплаты. У нас просто не было с вами источника на повышение зарплат другого», – сказал. И даже немножко обиделся на народных избранников чиновник облправительства. Потому что вместе с минфином депутаты ежегодно утверждали эти бюджеты. Но когда расходы с 2012 года увеличились на 11 млрд, а доходы только на 2, то одни статьи пришлось финансировать в ущерб другим. Между ремонтом дорог и исполнением указов президента о повышении зарплат педагогическим и медицинским работникам выбрали второе. По словам Осокина, дорогами ради зарплат пренебрегали и в других регионах России. Именно поэтому и появилась новая федеральная норма о том, что недоположенные в дорожные фонды деньги в одном году власти регионов обязаны восстановить на следующий. А до этого никакой ответственности за переток денег не было.
Ну и откуда же Минфин РФ знает про то, сколько каждый регион укроил от содержания дорог, спросите. Как он проверит, какие суммы требуется доложить? Но ответ на это проще некуда: по закону дорожный фонд в российских краях, областях и республиках формируется целевым образом – из акцизов и транспортного налога. «Еще в прошлом созыве мы вам говорили, что сколь веревочке ни виться, всё равно конец будет, – попенял минфиновскому чиновнику депутат Николай Семенец. – Потому что в дорожный фонд идут меченые деньги». Но не только свою прозорливость хотел подчеркнуть Николай Яковлевич. Гораздо больше его интересовало, сколько реальных денег из пририсованных сейчас в бюджетную роспись пойдёт на дороги – «насколько будет открыт лимит по этим 2 миллиардам?»
Виктор Осокин был в этом диалоге как бы без вины виноватым. Потому что, конечно, вовсе не первый замминистра принимает ежемесячно решение, что финансировать в первую очередь – дороги или бюджетную сферу. Но не губернатор Радаев и не министр Выскребенцев оказались в тот день лицом к лицу с взыскательными депутатами, а он. Так что пришлось говорить: «Теперь, когда ввели норму, что надо вводить в текущий год остатки прошлого года, мы их заводим. Но денег этих фактически-то нет. Мы же их расходуем опять же на зарплаты. И в мае говорить, как будут выделяться лимиты, трудно. Будут источники – исполним».
Надо понимать, что если дополнительные доходы не свалятся на минфин, то дорожный фонд снова недофинансируют. А то, что недодали в 2018 году, перейдёт плюсом на 2019-й. После заседания областной думы, когда на днях депутаты общим голосованием узаконят прибавку из 2017 года, размер областного дорожного фонда составит почти 10,5 млрд рублей. Можете делать ставки, угадывая, сколько из этих денег снова отщипнут на зарплаты, повышенные по указу президента.
Один из депутатов поинтересовался, будут ли на эти по воле федеральной власти добавленные 2,6 млрд рублей ремонтироваться тротуары. Виктор Осокин провёл для народного избранника, не понимающего межбюджетные отношения, маленький ликбез. Рассказал, что и эти средства, и те, что собираются от акцизов и транспортного налога в нынешнем году, должны идти на дороги, которые стоят на балансе у минтранса, то есть межмуниципальные и областные. А ремонт тротуаров внутри населенных пунктов финансируют местные бюджеты.
Этому дала, этому дала, а Балакову – шиш
У 35 из 38 МО области доходы такие маленькие, что в них не вписываются расходы. Правительство области решило им помочь субсидиями, хоть немножко сокращающими разрыв, и поощрительными премиями. Премии были совсем символическими. Потому что миллион рублей для Энгельсского района и даже 7,5 млн для Саратова серьёзными деньгами назвать язык не повернётся. Больше всего (12,5 млн рублей) досталось Балаковскому району. Но зато его обидели при разделе материальной помощи на разрыв. У депутатов по этому поводу назрел вопрос.
– Почему Балаково обделили? – дружно возмущались. – По какой методике распределяли деньги?
Виктор Осокин заверил всех возмущенных, что никто никаких счётов с балаковцами не сводил. И если раньше такими субсидиями помогали тем районам, кто накопил долгов и вот-вот мог утонуть в них, то теперь и долги не брали в расчёт. Просто проанализировали доходные возможности каждого муниципального района и прикинули, хватит ли их на защищенные статьи расходов, которые районные власти кровь из носу обязаны исполнить. Некоторые районы старались подсунуть минфину необязательные расходы типа ремонта дорог и благоустройства, но в министерстве такие хитрые манёвры быстро пресекли, указав, что они в нынешние нелёгкие времена идут по остаточному принципу.
Когда эти «левые» расходы муниципалитетов отмели, оказалось, что им всё равно катастрофически не хватает 2 млрд 300 млн рублей. А у минфина было всего 730 млн рублей. По словам Осокина, решили тогда ещё учитывать и население каждого района для распределения денег.
– Так почему Балакову не досталось? В этом районе живёт треть населения Саратовской области.
– По Балакову разрыва между доходами и расходами нет. Мы просчитали, – Осокин был уверен в своей правоте.
– А почему у Саратова, Энгельсского и Балашовского района субсидия составляет одинаковую круглую цифру в 100 миллионов рублей? В одном муниципалитете 800 тысяч человек живёт, в другом 300, в третьем 100.
Осокин ответил, что здесь население в расчёт не брали. Здесь главным было заткнуть бюджетную дыру. А если бы начали считать по населению, то тогда Перелюбский и Турковский районы и свои 3 миллиона не получили бы.
«Нам просто морочат голову, – возмущались депутаты-коммунисты. – Глава Балашовского района регулярно демонстрирует неуважение депутатскому корпусу. И ему дают 100 миллионов!». «Не ему, а жителям Балашовского района», – поправили старшие по званию обидевшегося народного избранника. В ответ депутат-коммунист пожелал в следующий раз перед распределением не только увидеть методику, но и утвердить её. Председательствующий на заседании комитета Николай Бушуев осадил коллегу, напомнив, что методику должен утверждать министр финансов. И если депутату так уж хочется исполнить его полномочия, то для начала пусть складывает свои и устраивается работать в минфин. «Каждый шаг исполнительной власти нельзя контролировать», – призывал к конструктивному разговору товарищей по комитету Бушуев. Но они желали делать именно это. И предупредили Осокина: «Вы в следующий раз имейте в виду, что здесь сидят депутаты, которые в бюджете тоже разбираются».
[кстати сказать] Собирать трудно. Делить легко Дополнительных доходов тоже не хватает Минфин правительства Саратовской области доложил депутатам Саратовской областной думы, что в бюджет нужно завести 3 млрд рублей допдоходов. Сверх плана поступают налог на прибыль, НДФЛ и акцизы на крепкий алкоголь. Из этих 3 млрд 730 млн направляют на субсидии муниципальным образованиям, 275 миллионов передают в уставный фонд «Облводресурса» – вот, считай, и нет уже миллиарда. 720 млн рублей уйдёт фонду обязательного медстрахования (ФОМС) как недоданные страховые взносы за неработающее население, 91 млн – на обеспечение жильём детей-сирот, 50 млн – помощь фонду капремонта, 88 млн – добавочная компенсация железнодорожникам за провоз пассажиров. Это ещё один миллиард. Так что собирать допдоходы трудно. А делить – раз плюнуть. |
Цирк, цирк, цирк...
В далёком 2003 году в районном городе Марксе заложили первый камень для здания первого в России детского цирка. Труппа «Арт-Алле» тогда ютилась в стенах местного Дома культуры. Жители Маркса радовались тому, что своя цирковая арена позволит приглашать гастролирующие группы. И будет у Маркса уникальный цирковой досуг. Тогда, 15 лет назад, считалось, что на здание цирка хватит 30 млн рублей. И часть средств из федерального бюджета на него даже поступила. Вслед за камнем начали возводить стены. Так они и стоят с тех пор в центре Маркса памятником амбициям местных начальников.
Несколько лет назад федеральная власть передала вниз по вертикали, что никакого цирка в Марксе не будет. Тогда муниципальная власть задумалась, что же делать с недостроем. Надо бы его тогда забрать в муниципальную собственность, чтобы вместо арены достроить хороший жилой дом. С домом тоже ничего не сложилось.
В сентябре прошлого года спикер Госдумы Вячеслав Володин ездил в Маркс с рабочим визитом. Жители города, веря в его всемогущество, попросили великого земляка достроить здание для детского цирка «Арт-Алле». Вячеслав Викторович отослал просителей к местным меценатам-патриотам. Ну а если таких не найдётся, то можно попробовать сделать детский марксовский цирк школой саратовского федерального цирка. «Тогда решится вопрос финансирования с привлечением федеральных средств, – обнадёжил. – Это будет хорошо и для марксовцев – у юных талантов будет возможность выступать на большой арене, участвовать в мероприятиях на всех цирковых площадках России».
Уже в апреле нынешнего года на рабочей группе у саратовского вице-губернатора Игоря Пивоварова было принято решение о продолжении строительства цирка в Марксе. Решили, что для начала требуется найти в областном бюджете 5,3 млн рублей на новую проектно-сметную документацию, потому что старая за эти годы уже недействительна. «Я не вижу отражения этих денег в представленных поправках в областной бюджет», – заметил в минувшую среду депутат Николай Семенец.
«Поручение есть. Денег нет, – ответил ему Осокин. – Необеспеченные деньгами потребности составляют порядка 9 миллиардов рублей, уважаемые депутаты».
Уже пару раз за время обещаний построить арену
выросли дети из труппы «Арт-Алле!»
[кстати сказать] Детям и больным сельчанам от Путина пришёл привет Москва начала финансировать исполнение предвыборного президентского послания Из Федерации в областной бюджет пришло немного денег – 739 млн рублей. Целевых, на конкретные расходы. Практически половина из них – на строительство яслей для детей от двух месяцев до трёх лет. Представитель минобраза расшифровала для депутатов, что 15 объектов будут построены и куплены за два года. Выявленная потребность составляет 1800 мест. Их не хватает в Саратове, Энгельсе, Татищевском, Дергачевском, Ершовском районах. – А в Балакове? – с нервным смехом поинтересовались депутаты. – У нас есть официальный ответ от руководства этого района, что потребности в новых детских садах там нет, – ответила чиновница. 27 млн рублей выделено для приобретения мобильных медицинских комплексов для обслуживания населённых пунктов с числом жителей до 100 человек. Чуть больше – для приобретения модульных фельдшерско-акушерских пунктов для сёл, где людей живёт побольше. Получается, что правительство начало потихоньку финансировать задачи, поставленные Владимиром Путиным в его предвыборном послании. |