Цена не литра, но будущего
Каждый раз, подъезжая к заправке, мой отец впадает в состояние, близкое к обмороку: бензин опять подорожал. За последнюю неделю, по его наблюдениям, рубля на полтора. «Сколько можно?», «Когда это кончится?», «Куда смотрит правительство?» и «Почему в нефтедобывающей стране такой дорогой бензин?» – типичные вопросы, которые я слышу в потоке непечатной лексики не только от него, но и от многих других автомобилистов. И вроде бы все причины давно названы и все объяснения даны, а людям всё равно хочется знать, кому конкретно сказать «спасибо».
Всё должно окупаться
О том, что цены на бензин будут расти, россиян предупреждали заранее. Не знаю точно, зачем президент периодически говорит, что предпосылок для удорожания топлива (тарифов на ЖКУ, продуктов питания и т. д.) нет. Но все аналитики хором заявляют, что предпосылки есть, и множество. Причем цены на нефть играют в ценах на бензин далеко не главную роль.
В структуре цены одного литра бензина ведущее место занимают налоги для нефтяных компаний, переработчиков и продавцов. По данным ФАС, их там уже порядка 65 процентов. И если, как напоминает тот же ФАС, государство не регулирует цены на нефтепродукты и формируются они исключительно на основе рыночного механизма конкуренции, то налогами рулит как раз и только государство. А они растут, и их доля в цене бензина тоже.
Для сравнения: в 2016 году, например, налоги в бензине составляли каких-то 50%. Да даже еще год назад их доля была на уровне 60%. А сегодня уже 65%, по данным ФАС, и все 73,8% – по данным Российского топливного союза (РТС).
Дороже всего россиянам-автомобилистам обходится налог на добычу полезных ископаемых, который на них частично перекладывается нефтедобывающими компаниями. По данным РТС, его доля в конечной цене литра бензина с прошлогодних 23 процентов в текущем году увеличилась до 38 процентов. Кроме того, в 2018 году выросли акцизы как на бензин, так и на дизтопливо. И еще раз вырастут в июле. Их доля в конечной цене литра бензина, по данным РТС, составляет сейчас порядка 20 процентов. Свое место в цене бензина занимает и налог на добавленную стоимость, который пока еще сохраняется на уровне 18%. Только вот надолго ли? В правительстве уже давно всерьез обсуждают повышение ставки НДС до 20%. И когда-нибудь там на это решатся.
По данным Российского топливного союза
Но пенять на непомерные аппетиты государства не стоит. Государству надо наполнять бюджет. Поэтому когда на табло с ценами на АЗС в очередной раз высветятся душераздирающие цифры, будет самое время вспомнить о своих патриотических чувствах. О Крыме и Крымском мосте, о новых современных видах вооружения, о технологическом прорыве, о дорогах – в конце концов, на них должны направляться акцизные сборы, и даже о зарплатах учителям, врачам и прочим зависящим от государства людям. Важно же не забывать о тех задачах, которые президент поставил перед всеми нами.
Саратовцам можно в этот самый момент вспомнить о новом аэропорте, строительство которого в очередной раз оказалось под угрозой, потому что у компаний Виктора Вексельберга, в том числе у ГК «Ренова», наступили тяжелые времена из-за западных санкций. И он просит государство достроить саратовский аэропорт за него. Ну или дать на это денег из бюджета (по информации ИА «Свободные новости»). То есть у светлого будущего России есть цена. И она, в том числе, заложена в стоимость одного литра бензина.
[кстати сказать] Иногда у отдельных представителей российской власти как будто бы возникают «человеколюбивые» идеи, реализация которых могла бы несколько утешить российских граждан. И иногда эти идеи даже произносятся вслух. Вот, например, глава ФАС Игорь Артемьев недавно поделился своим видением решения проблемы стремительно дорожающего топлива. По его мнению, увеличение цен на российских АЗС можно сдержать «плавающими акцизами». Чем выше цена нефти, тем ниже должны быть акцизы. Границу, с которой можно начинать снижать акцизы, Артемьев предлагает прочертить на уровне 90 долларов за баррель. Вопрос воплощения подобных предложений в жизнь – это отдельный вопрос. За рамками имеющихся полномочий у их авторов. Административный ресурс для сдерживания розничных цен на бензин применяется в исключительных случаях. Последний раз совсем недавно – накануне президентских выборов, и только до них. |
Свободный оптовый рынок
Но растущие налоги – это только одна из причин роста цен на бензин. И на неё как на основную сейчас ссылаются регуляторы топливного рынка, в том числе ФАС. Им же нравится объяснять подорожание бензина инфляцией и сезонным фактором. Мол, весной и летом спрос на топливо всегда повышается – люди больше ездят на личном авто, посевная опять же. Это естественно подстегивает цены – рынок все-таки, и ничего особенного в сегодняшнем их росте нет. Но в целом, по мнению регуляторов, в том, что бензин дорожает так быстро и так значительно, виновата исключительно розница. Ещё в апреле начальник управления регулирования ТЭК ФАС России Дмитрий Махонин заявил «Интерфаксу», что у него есть информация, согласно которой цены в рознице разгоняют сами трейдеры: «Ряд трейдеров, купивших в конце декабря на бирже товар по низкой цене, держат его на нефтебазах в регионах. То есть трейдеры играют на повышение цен».
Аналитики в свою очередь говорят, что удивлены и обескуражены такой позицией министерств и ведомств. «Крайняя степень отрицания проблем профильными регуляторами, которую мы сейчас наблюдаем, говорит о двух возможных вещах. Это либо профессиональная некомпетентность чиновников, непонимание экономики downstream и незнание самых базовых принципов работы топливного рынка. Либо чиновники прекрасно знают о проблемах на рынке, но не хотят их решать», – заявляет Михаил Турукалов, генеральный директор независимого агентства «Аналитика товарных рынков».
По мнению экспертов, природа нынешних ценовых потрясений на рынке моторного топлива исходит из ситуации на оптовом рынке. Российский топливный союз, объединяющий розничных трейдеров, уже более полугода пытается привлечь внимание президента к проблеме монополизации оптового сегмента. Основными игроками в крупном опте являются несколько вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), которые диктуют свои условия и имеют возможности манипулировать ценами на бирже. Чем, дескать, и пользуются. Как вариант, за счет снижения объёмов производства и поставок топлива на внутренний рынок добиваются роста оптовых цен.
С весны прошлого года бензин АИ-92 на оптовом рынке подорожал на 30%, АИ-95 – на 28%, а дизельное топливо – на 37,5%. Причем только со дня президентских выборов, то есть с 18 марта 2018 года, бензин АИ-92 вырос в цене на 28,8%, АИ-95 – на 23%, а дизтопливо – на 15%. Эти данные в очередном открытом письме главе федерального правительства Дмитрию Медведеву (опубликовано 17 мая) указывают члены РТС. Под обращением подписалось 19 региональных союзов и ассоциаций заправщиков, призывающих правительство РФ усмирить ВИНКи и не дать независимым АЗС разориться.
Суть в том, что при высоких оптовых ценах продавать бензин в рознице с минимальной наценкой или вовсе без неё могут только АЗС крупных нефтяных компаний. «Центр прибыли у них переносится в оптовое звено, а убытки розничных продаж покрываются прибылью от других видов деятельности», – объясняют в Российском топливном союзе. Тогда как независимые АЗС ввиду высокой конкуренции на розничном рынке лишены возможности делать свою торговую наценку. И в итоге разоряются и уходят с рынка.
Тут, наверное, россиянам-автомобилистам стоит напомнить, как зовут крупных игроков оптового рынка. Например, «Роснефть», «Газпром нефть», «Лукойл». ВИНКам же принадлежит почти половина розничных АЗС – 40%.
Некоторые из этих компаний пользуются серьезной поддержкой государства. Например, они не стесняются просить президента и правительство о налоговых льготах. Роснефть буквально в марте заявила о необходимости ей оных на сумму в 145 миллиардов рублей в год. И им редко отказывают. Почему? Ну потому что эти крупные нефтяные компании, говорят, не дают российскому бюджету схлопнуться окончательно, «спасают» его уже который год и т.д. А близкое знакомство глав этих компаний, того же Игоря Сечина из Роснефти, с президентом, как мы все понимаем, – второстепенная причина, вообще не главная и даже не причина вовсе.
В интересах «благодетелей»
Если говорить о ценах на нефть, которые начали расти, то в цене конечной стоимости литра бензина она занимает, по разным оценкам, не более 4–5 процентов. Казалось бы, как дорожающая сырая нефть может увеличить розничную цену мотороного топлива, если она у нас своя? Всё предельно просто.
В четверг, 17 мая, биржевая стоимость нефти марки Brent достигла 80 долларов за баррель – впервые с осени 2014 года. Следом за ней выросла в цене российская нефть Urals – до 76 долларов за баррель, а также американский сорт WTI – до 72 долларов
Как объясняют аналитики рынка, при высоких мировых ценах нефтяным компаниям (тем самым ВИНКам) выгоднее отправлять сырье и топливо на экспорт, чем продавать внутри страны. Этому же способствуют и низкие экспортные пошлины, стремящиеся к нулю в рамках налогового манёвра (снижаются пошлины, повышается НДПИ).
В Российском топливном союзе говорят, что на тонне нефтепродуктов, поставленной на экспорт, можно дополнительно заработать от 3 до 10 тысяч рублей. Это значит, что цены на бензин во многом будут зависеть от того, что произойдет на мировом рынке нефти. Но для аналитиков Союза очевидно, что снижение экспортных пошлин в сочетании с высокими мировыми ценами и низким курсом рубля продолжат стимулировать наращивание экспорта нефтепродуктов. Крупные вертикально интегрированные нефтяные компании будут получать прибыль и делиться ею с федеральным бюджетом. Цены на бензин продолжат расти, и россияне, покупая его, внесут свой вклад в построение пятой экономики мира, как обещал президент. И могут быть этим горды.
Динамика изменения цен на бензин в Саратовской области (fuelprices.ru)
Тип топлива | Сейчас* | 3 месяца назад | 1 год назад | 3 года назад |
Дизель | 41,05 ₽ | + 1,45 ₽ | + 4,39 ₽ | + 6,97 ₽ |
Бензин АИ-92 | 39,58 ₽ | + 1,49 ₽ | + 2,81 ₽ | + 7,62 ₽ |
Бензин АИ-95 | 42,68 ₽ | + 1,52 ₽ | + 2,87 ₽ | + 7,67 ₽ |
Бензин АИ-98 | 47,00 ₽ | + 1,80 ₽ | + 47,00 ₽ | + 47,00 ₽ |
*Данные обновятся в понедельник