Дни и ночи музеев

Оценить
Частные коллекции, видеоарт и освещение – чем живет культура Саратова?

Со второй половины минувшей недели культурная жизнь города сильно активизировалась и обещает такой оставаться минимум до середины июня. День и Ночь музеев, новые выставки, конкурсы, фестивали – в Саратове в преддверии лета закончилась зимняя спячка.

Безумное чаепитие

Самое пристальное внимание по традиции – к Ночи музеев (19 мая). Хотя ее в Саратове, в отличие от столиц, скорее нужно называть Поздним вечером. Зато мы берем не в длину, а в ширину – охватом новых площадок. Их с каждым годом становится всё больше. Среди новичков – местный филиал Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) и новые мастерские художников на Кутякова, которые впервые были доступны для всех желающих. Впрочем, ГЦСИ, открывший ворота провиантских складов Рейнеке, где будет размещаться в будущем, позиционировал свой фестиваль видеоарта «Видеорека» как самостоятельное мероприятие. Просто из-за времени проведения для многих он вписался в программу Ночи музеев.

На фестивале все желающие могли поучаствовать в перформансе местного художника mAGus с кожаными масками и познакомиться с видеоработами француженки Анн-Шарлотт Финель. Самой же посещаемой локацией стал зал, в котором транслировался видеоарт современных художников.

В доме-музее Кузнецова слушали саратовских музыкантов и местных поэтов. В основных залах была представлена выставка картин Ольги Пегановой «Игра в куклы», на мансарде – выставка-игра «Непроявленные истории» Светланы Мазулевской с презентацией авторского чая.

Чайные церемонии вообще стали основной темой Ночи музеев в доме Кузнецова. Например, те же поэты сидели за столом и читали по кругу. По задумке организаторов, это должно было напоминать о безумном чаепитии из сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес». Также своим авторским чаем делились художники Алексей Трубецков, Николай Аржанов и другие. На заборе висели фотографии серии «Чаепитие длиною в век», где были запечатлены пьющие чай люди из XIX века и наши современники. Наконец, при покупке билета посетителям дарили колпаки с циферблатом (снова отсылка к сцене из безумного чаепития, когда герои поссорились со Временем).

Вебер и Клевер

Главной темой Радищевского музея стали «Шедевры из запасников»: выставки икон VIII–XVIII вв., «Фарфор французских королей», постоянные экспозиции и популярная в народе выставка «Оригинал. Копия. Подделка?». Впервые в Ночи музеев был задействован новый корпус на углу Московской и Радищева.

Жемчужиной программы, пожалуй, стала выставка картин из личного собрания саратовского коллекционера Андрея Морозова, которая открылась в минувший четверг. Один из залов посвящен работам местного живописца Алексея Коблова, в то время как в другом представлены работы известных художников: Ивана Айвазовского, Исаака Левитана, Константина Маковского, Федора Васильева, Якова Вебера и многих других.

На открытии выставки историк искусств Ефим Водонос заметил, что коллекция очень тщательно продумана и что в нее попали многие из тех художников, что были оттеснены на второй план. Например, в музеях практически невозможно найти Юлия Клевера, а собрание «пушкинской» графики Валентина Юстицкого можно считать самым полным в мире. Ефим Исаакович напомнил, что почти все музеи вышли из частных коллекций, в том числе и Радищевский, поэтому городу давно пора создать что-то вроде клуба коллекционеров, а музею регулярно устраивать выставки частных коллекций. Это поможет целостно воспринимать эпохи.

И еще одна новость: на всё том же открытии выставки президент музея Тамара Гродскова объявила, что отныне этот корпус временно станет главным, так как основное здание на Первомайской закрывается на ремонт.

Хороший свет. Плохой свет

В минувшее воскресенье во второй раз прошел Geek-фест, посвященный технологиям и искусству. Зрителей набралось едва ли с десяток. Хотя темы лекций казались интересными.

На «Актуальных проблемах светового дизайна в Саратове» ассистент кафедры дизайна архитектурной среды СГТУ Любовь Курылева «порадовала» слушателей: в подходе к свету Саратов отстает от Москвы примерно лет на 20, и примерно на 40 – от передовых стран Европы. В плане освещения архитектуры в городе практически нет идеальных образцов, за редким исключением вроде театра оперы балета: консерватория и Крытый рынок освещены плохо, в то время как Управление Приволжской железной дороги, наоборот, пересвечено. Другой проблемой является отсутствие вандалостойкости, поэтому фонари на набережной Космонавтов потенциально находятся в зоне риска. Наконец, повсеместная проблема города – в вечных проводах, которые мешают оценить красоту зданий. По словам Курылевой, в мире уже давно практикуется их перенос под землю. Одна из главных проблем города – неравномерность освещения.


[кстати сказать]

Конец мая будет фантастически плотным на театральные события

22 мая открывается Собиновский фестиваль, который продлится до 6 июня.

24 и 25 мая в рамках фестиваля «Золотая маска в Саратове» на сцене театра кукол «Теремок» его вологодский тезка представит спектакль «Кармен».

С 25 до 27 мая в театре драмы покажет три своих спектакля Астраханский драматический театр.

С 29 мая до 1 июня на сцене «Теремка» в четвертый раз пройдет международный фестиваль молодежных театров «32 мая».