Дом, о котором помним и не помним

Оценить
Дом, о котором помним и не помним
Фотография из альбома Андрея Касовича «Саратов исчезнувший и сохранившийся. Папины съемки». Автор фото – Сталь Михайлович Касович
Управление Приволжской железной дороги – гигант на Музейной площади

Где в Саратове сконцентрировано самое большое количество исторических памятников? Пожалуй, это Музейная площадь: Краеведческий музей, Русская православная классическая гимназия, особняк Бабушкина, Троицкий собор и пребывающее в их тени по популярности, но точно не по масштабам здание Управления Приволжской железной дороги.

В 1892 году появилась Рязано-Уральская железная дорога, позже вместе со Сталинградской преобразованная в Приволжскую. Ныне в её состав входят практически все железнодорожные узлы Саратовской, Волгоградской и Астраханской областей, а также небольшие участки в Ростовской области и Казахстане. При этом границы здесь не равны границам области, например, Ртищево относится к Юго-Восточной железной дороге.

Управление дороги появилось только в начале XX века на месте снесенного Гостиного двора. До этого оно квартировалось в Доме Вакурова, и только когда надежды на собственное здание стали угасать и пошли разговоры о переезде в Москву, Общество купцов и мещан заказало проект, боясь потерять арендаторов и покупателей квартир. Проектом руководил Алексей Салько. Здание управления построено в стиле эклектики с добавлением форм классицизма. Сдано в эксплуатацию в срок – 1 октября 1909 года. Вскоре был решен вопрос и о строительстве второй очереди грандиозного сооружения, которая была закончена в феврале 1914 года.

Несмотря на то, что сейчас Музейную площадь невозможно представить без этого здания Приволжской железной дороги, принято оно было неоднозначно. В прессе звучали критические нападки, якобы оно «давило» на собор. Примечательно, что современные описания здания, напротив, подчеркивают, что Управление ПЖД отлично вписывается в ансамбль площади. Архитектор Николай Новичков рассказывает: «Это здание не диссонирует со зданием Троицкого собора, если смотреть с Волги. Плоскостное решение, ровные фасады, отсутствие ярко выраженных акцентов хорошо вписывает его в контекст площади. Это уникальное здание». По мнению архитектора, дополнительный потенциал месту придало бы восстановление прилегающего заброшенного сквера на углу улиц Чернышевского и Челюскинцев.

Отдельную ценность Управление ПЖД имеет и для меня – я практически провел там всё свое детство, моя мама работала главным хранителем фондов музея дороги, ныне, к сожалению, расформированного (самая ценная часть его экспонатов отправилась в Музей боевой и трудовой славы. Насколько она нужна на Соколовой горе – вопрос). В музее толп туристов никогда не было: управление – закрытое для посторонних учреждение. Это, возможно, и помешало ему стать одним из символов города.

Сюда приходили в основном люди, связанные с железной дорогой (среди тех, кому мама провела экскурсию, однажды оказалась певица Валерия – родственница одной из династий железнодорожников Никитиных). Нередко сюда приводили детей, которые жадно смотрели на модели паровозов и даже пытались торговаться с мамой, предлагая за них миллионы рублей. Мама отказывалась. Единственным ребенком, которому удавалось их подвигать, был я. Разумеется, мне тоже не разрешали прикасаться к музейным экспонатам, но разве за ребенком уследишь?