Пять лет без
Юрий Дудь меньше чем за полтора года сумел превратиться из просто главного редактора sports.ru в самого узнаваемого наряду с Владимиром Познером журналиста страны. Его интервью собирают миллионы просмотров, но иногда он снимает и что-то вроде документальных фильмов: о жизни человека после Первой чеченской войны, о золотом периоде MTV (1998–2002), о Сергее Бодрове. Логично, что и о человеке, благодаря которому Бодров сыграл в «Брате» и «Брате 2» – Алексее Балабанове – Дудь тоже рано или поздно сделал бы выпуск. Повод нашелся – 18 мая исполнилось ровно пять лет, как Алексея Октябриновича нет с нами.
В любви к творчеству Балабанова Дудь признавался неоднократно, но дело не только в этом: сомнительно, что он упустил бы возможность поговорить о человеке, снявшем культовые фильмы для его ровесников. А поколенческие работы Дудь снимать любит. К счастью, разговоры о двух самых известных лентах Балабанова в интервью не превалируют.
Беседы ведутся с самыми близкими людьми: женой Надеждой Васильевой, их сыном Петром, продюсером его фильмов Сергеем Сельяновым, лучшим другом Евгением Горенбургом, наконец, с актрисой Агнией Кузнецовой, которая получила первую большую роль у Балабанова в фильме «Груз 200». От каждого мы узнаем какой-то любопытный факт о режиссере. Вроде того, что он не брезговал смотреть с сыном откровенно коммерческое кино, чтобы развеяться. Правда, после этого всё равно включал Тарковского.
К чести Дудя, его самая длинная работа (она идет более двух часов) выглядит не только рассказом из серии «какой он был человек», но и интересно раскрывает его героев. Например, Горенбурга как друга, который при этом стремится адекватно оценить действия Алексея и с юмором может рассказывать о каких-то специфических вещах. За год до смерти режиссер приезжал к нему, и Евгений сказал, что, несмотря на небольшие проблемы со здоровьем, друг еще спокойно сможет прожить лет 35, если бросит пить. Когда Дудь передает эти слова Надежде, та внешне бесстрастно отвечает: «И что бы мы имели? Несчастного человека? Он делал что хотел всю жизнь. И пусть лучше он делает что-то недолго, но только то, что хочет, чем долго, но... [то, что неприятно]. Он не монтировался с этой жизнью больше». Возможность какого-либо влияния со своей стороны она исключает – Балабанов был сильнее и поступал всегда только по-своему.
При этом его жену, безумно любившую его (такое впечатление складывается по интервью), нельзя обвинить в чрезмерной покорности – это сильная женщина, которая согласилась со своей ролью. А ведь сегодня она могла и не дать интервью: сначала ранение во время съемок так и незаконченного фильма «Река» (Балабанов остановил его производство из-за гибели в той же аварии исполнительницы главной роли Туйары Свинобоевой), затем несостоявшаяся поездка в Кармадонское ущелье вместе со съемочной группой Сергея Бодрова (вместо нее поехала ассистентка).
Отчасти это событие переменило Балабанова, который был убежден, что должен был быть там же. После смерти Бодрова, говорит Надежда, он стал снимать кино не для творчества, а «потому что ничего другого делать не оставалось»...