Марш непобеждённых
В День Победы, который в этом году выпал на среду, движение трамвайных маршрутов, следующих через центр города, было остановлено. В автобусах, которые на несколько часов изменили схему движения, было не протолкнуться. Вопросов о том, куда всем вдруг резко понадобилось ехать, не возникало. У большинства в руках – транспаранты с фотографиями родственников, воевавших на той страшной войне.
Полку все возрасты покорны
Колонна «Бессмертного полка» начала формироваться на Московской от улицы Чапаева до Степана Разина в два часа дня. Как потом говорили участники акции, пришедшие ровно к началу формирования колонны, времени в запасе было слишком много. Час на жаре – и к началу шествия тебе уже ни до чего.
Попасть на Московскую можно было, миновав рамки металлоискателя и показав содержимое сумок дежурившим полицейским. Один из таких пунктов пропуска был на пересечении Астраханской и Кутякова. С наплывом желающих попасть на «Бессмертный полк» рамки явно не справлялись, поэтому образовалась очередь. Пустынная, без снующих туда-сюда автомобилей, автобусов и троллейбусов Московская выглядела непривычно. Пожилая женщина делится своими впечатлениями с подругой: «Ох, не часто вот так по главной улице погуляешь!».
Напротив травмпункта кучкуются молодые люди. Скорее всего, студенты какого-нибудь университета или колледжа. Их мысли целиком и полностью заняты тем, как же повязать на одежду георгиевскую ленточку. «Я читал в интернете – на волосы нельзя, ниже пояса нельзя, на руку тоже и к сумке привязывать нельзя, – просвещает один из них своих товарищей. – Сейчас даже нельзя привязывать на машину снаружи. Только в салоне автомобиля». Их проблема не была бы проблемой, будь под рукой булавка. Но таковой ни у кого не оказалось.
Среди участников шествия – дети самых разных возрастов. Многие из них одеты в военную форму. Стоящая поодаль мамочка жалуется своей подруге: «У нас родительский комитет вообще шизанулся – решили в форму одеть весь класс для праздника. И всё в добровольно-принудительном порядке. Потом, правда, одумались – ограничились пилотками!».
Моё внимание привлекает маленькая девочка. Она гордо несет транспарант с фотографией своего родственника. Этот необходимый атрибут «Бессмертного полка» чуть ли не выше нее. Но её это не смущает. Она гордо она заявляет, что на фотографии – её дедушка. Понятно, что на фото, скорее всего, прапрадедушка.
Шагом – марш!
Время в ожидании начала шествия тянется мучительно долго. Маленькая девчонка, стоящая рядом, начинает ныть. В начале четвертого колонна предпринимает робкие попытки двинуться вперед. Пару метров – и вновь останавливаемся. Через минут пять проходим столько же и стоим. Ноги начинают предательски гудеть. Девчонка уже не ноет (поняла, что бесполезно), теперь она донимает взрослых расспросами о том, почему колонна не движется, хотя стрелка часов перевалила за три. Родители решают попенять на VIP-персон: «Просто главный дядя опаздывает. Сейчас мы его дождемся и пойдем». Уставшая малышка выдает перл: «А он что, нас потом не может догнать?».
В колонне встречались люди, на транспарантах которых не было фотографий. Только фамилия, имя, отчество и годы жизни (а то не было и этой информации). «Не сохранилось ни одной фотографии. Времена-то какие были! Но память о том подвиге в нашей семье живет. Это самое главное!» – рассказывает мужчина, несущий штандарт без фотографии.
А кто-то пришел на «Бессмертный полк» без транспаранта. «Я своих бабушек и дедушек плохо помню. Я их практически не застала. А тех родственников, которые участвовали в войне, тем более. Но они у меня были! Уверена, что нет такой семьи, которую бы не затронула та война. Весь ужас того времени и то, что совершили наши прадеды – невозможное, начинаешь осознавать только с годами. И вот я здесь – мысленно со своими прадедушками, которых не знала», – говорит мне женщина.
Для другой участницы «Бессмертного полка» такие акции – надежда получить хоть какую-то информацию о без вести пропавшем в годы войны родственнике. «Ну мало ли. На некоторых табличках пишут же, где воевал. Может так, чисто случайно, встречу человека, чей родственник воевал с моим на одном фронте. Всё же может быть!» – говорит она.
Колонна постепенно набирает скорость. Какой-то заводила начинает самую военную песню, которую, уверен, знает каждый – про Катюшу. Её тут же подхватывают другие. По толпе прокатывается громкое «ура». Конечно, не такое, от которого стекла в окнах близлежащих домов дрожат и разбиваются, но вполне весомое.
Жители домов выходят на балконы и машут руками – приветствуют колонну. Кто-то снимает происходящее на телефон. Минут через 20–25 «полк» заворачивает на Театральную площадь. Со всех сторон слышится «А что дальше?», «Куда теперь идти?», «Что сейчас будет?».
А дальше начался дождь. Более дальновидные участники шествия открывают зонты, а остальные стараются как можно быстрее упрятать штандарт в пакет и укрыться под крышей, чтобы не промокнуть.
[кстати сказать] История шествия В 1965 году прошёл самый ранний из известных прообразов «Бессмертного полка». Тогда учащиеся одной из новосибирских школ прошли по улицам родного города с фотографиями ветеранов. А в 1985 году в Соликамске, небольшом городе тогдашней Пермской области, жители в День Победы несли по улицам портреты своих родных военных. Точкой отсчёта современного движения можно считать 2011 год. Томские журналисты обратили внимание, что всё меньше и меньше ветеранов принимает участие в уличных шествиях в День Победы, и решили восстановить справедливость: герои, отстоявшие свободу страны, должны видеть праздник – пусть даже и с фотографий. А первый «Бессмертный полк» прошел год спустя – 9 мая 2012 года с фотографиями своих родных, воевавших в Великой Отечественной войне, на улицы Томска вышло более шести тысяч человек. Идея получила свое продолжение – спустя каких-то полгода ещё 15 российских городов изъявили желание провести на следующее 9 мая аналогичную акцию у себя. С тех пор количество городов, в которых проходит шествие, неуклонно растет из года в год. Присоединяются не только города и сёла России, но и других стран мира (шествия проходят в 80 государствах). В этом году они стали рекордными по количеству участников, оставив далеко позади показатели прошлого года. Если верить данным МВД, на акцию вышли почти десять с половиной миллионов человек. И это только в России! Огорчает одно – идущую от чистого сердца инициативу томичей взяли на вооружение чиновники и начали спускать разнарядку в бюджетные учреждения. |