Путин – три речи,
России нужны перемены. Нет, это не убеждение автора, а народное мнение. ВЦИОМ, который трудно обвинить в независимости от власти, опубликовал перед инаугурацией результаты очередного опроса. Почти 90 процентов россиян считают, что России сейчас нужны преобразования. Более половины респондентов – 59 процентов – заявили, что перемены нужны в большинстве сфер.
Мутко как индикатор
Владимир Путин тоже чувствует необходимость перемен и во время инаугурационной речи 7 мая говорит: «Нам нужны прорывы во всех сферах жизни. Глубоко убеждён, такой рывок способно обеспечить только свободное общество, которое воспринимает всё новое и всё передовое и отторгает несправедливость, косность, дремучее охранительство и бюрократическую мертвечину – всё то, что сковывает людей, мешает им в полной мере раскрыться, реализовать себя, свои таланты, а значит, и ограничивает устремлённость в будущее всей нашей страны».
Вот интересно: «дремучее охранительство» – это о чем было сказано? Может, о действиях полиции и ряженых казаков, избивавших участников протестной акции 5 мая? По времени вроде сходится, по сути – нет. А «бюрократическая мертвечина» – это о чем? Может, о засидевшихся на своих местах, не способных ни к каким реальным действиям чиновниках? Похоже, тоже не о них. Почему мы так думаем? Ответ простой: посмотрите на новый состав правительства – во главе его опять Дмитрий Медведев, социальная сфера поручена Татьяне Голиковой, прозванной в свое время «мадам арбидол» за лоббирование этого лекарства и интересов нескольких фармацевтических компаний.
Наконец, окончательно убил веру в способность правительства к реальным действиям, к прорыву, о котором говорит президент, перевод Виталия Мутко с одного вице-премьерского поста на другой. Прежде он курировал спорт и стал одним из главных фигурантов допингового скандала. Именно Мутко на Западе считают создателем государственной допинговой машины. И вдруг он становится главным строителем. Когда премьер называл его имя, даже в Госдуме не смогли сдержать смех.
Но главная причина передвижения Мутко вовсе не в его профессионализме как строителя. Тут другое, Медведев прямо говорит: «Еще одна интересная идея, которая существует с учетом опыта и с учетом персональных характеристик, в то же время, имея в виду то, что мы стараемся никогда не прогибаться под внешними обстоятельствами. Есть предложение по назначению вице-премьером Виталия Леонтьевича Мутко, чтобы он занялся вопросами строительства». То есть главный смысл назначения Мутко – показать Западу, что нам на его мнение плевать. Конечно, хорошо, что мы такие самостоятельные, но есть один вопрос: означает ли такая совсем незначительная деталь как Мутко продолжение нашего противостояния с Западом? Или просто померещилось? Увы, нет.
Этот навязчивый доллар
Вторым знаковым выступлением президента за последнее время стала его речь в Госдуме при утверждении Медведева премьер-министром. Понятно, что кандидат в премьеры получил самые лестные оценки от президента. «Правительству удалось решить не только неординарные, экстренные задачи, но при этом увидеть и сохранить перспективу развития, постоянно наращивать эти возможности, нацеленные на среднесрочную и более отдалённую перспективу. И это, на мой взгляд, чрезвычайно важно».
Но вот одна деталь о деятельности правительства. Как его заслугу подают сокращение числа россиян, живущих за чертой бедности, до 20 миллионов, это 13 процентов от населения страны. Но дьявол кроется в деталях, а в нашем случае в методологиях. Сейчас Росстат относит к бедным тех граждан, которые не могут получить минимум социальных благ и услуг, конкретный перечень которых описан в потребительской корзине. Но есть еще депривационный метод (от латинского deprivatio – потеря, лишение), который выявляет, чего семья, домохозяйство не может себе позволить купить и в чем чувствует себя ущемленным. По этому методу уровень бедности в России составляет порядка 24,8–25,2 процента – около 36 миллионов человек. То есть почти вдвое больше официального. Это к словам об успешности правительства Медведева.
Но президент не дает депутатам впасть в уныние, ибо предлагает им универсальный ключ для решения всех задач. Это Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития России на период до 2024 года». До тех пор, пока указ не оброс соответствующими решениями и постановлениями правительства, подробно говорить о нем не будем. Назовем основные пункты:
Россия должна войти в число пяти крупнейших экономик.
Сделать ипотеку в 8 процентов для семей со средним достатком.
Экспортировать несырьевые товары на сумму 250 млрд долларов в год.
Строить не менее 120 млн квадратных метров жилья в год.
Увеличить продолжительность жизни до 78 лет.
Снизить уровень бедности в два раза.
Экологически оздоровить Волгу и сохранить систему Байкала.
Однако о вхождении России в пятерку ведущих мировых экономик Путин, как выяснилось, говорит уже в шестой раз. Впервые он заявил об этом в 2007 году. Потом в 2008-м, дважды в 2011-м, в 2012-м и 2013-м. И вот опять. Сроки вхождения назывались разные, даже 2015 год. Сейчас ориентиром назван 2025-й. В настоящее время наша экономика за пределами первой десятки, а де-факто пятой экономикой мира является Калифорния, хотя это не государство, а американский штат.
Выполнение всего указа оценивается в сумму от 8 до 10 триллионов рублей. Средства должны быть получены за счет дополнительных доходов бюджета – ст. 16, пункт «б». Вот только данные начала года не позволяют надеяться на значительные дополнительные доходы. МЭР оценил рост в первом квартале на уровне 1,1 процента по сравнению с первым кварталом прошлого года. Остается надеяться только на рост цен на нефть в связи с внешнеполитическими обстоятельствами.
Примерно такая же вероятность выполнения и у другого предложения президента, которое он обозначил в выступлении перед депутатами. Это некий «отрыв» от доллара. «...не просто отрыв от доллара, просто речь идёт о необходимости повышения нашего экономического суверенитета, и это абсолютно правильно. Но нефть торгуется в долларах на бирже, и, конечно, мы думаем, что нужно сделать для того, чтобы освободить себя от этого бремени. И больше того, наши партнёры помогают нам, вводя все эти незаконные ограничения, нарушая принципы мировой торговли, потому что весь мир видит, что монополия доллара ненадёжна, она опасная для многих, и дело не только в нас. Это такая очень тонкая, спокойная настройка, мы будем в этом направлении двигаться».
Пока же, согласно отчету ЦБ, доля доллара в международных резервах РФ в прошлом году выросла до исторического максимума: на 1 января в американской валюте хранится 45 процентов средств Центробанка.
Во время четвертой инаугурации Владимир Путин встретился с волонтерами проправительственных молодежных движений. Линия «Путин – президент молодых» всячески акцентируется кремлевскими политтехнологами. А за два дня до инаугурации в стране прошла молодежная акция «Он нам не царь». Во многих городах демонстранты были избиты полицией и некими «добровольцами», задержано более полутора тысяч человек. Потом заработал обвинительный судебный конвейер. |
Привет из Тель-Авива
Третья по счету значительная речь Владимира Путина была на параде Победы. Кроме обычных в таких случаях слов о мужестве и героизме, предостережения неким силам, которые пытаются перечеркнуть, «исказить события войны, предать забвению подлинных героев, подделать, переписать, переврать саму историю» был и еще один интересный пассаж о том, что сопротивлению «некоторые государства предпочли позор капитуляции, лицемерного соглашательства или прямого сотрудничества с нацистами». Упрек Франции? Польше? Норвегии? Впрочем, список стран, не устоявших перед нацистским нашествием, достаточно велик. Но надо помнить и то, что почти во всех этих государствах было свое движение Сопротивления, сотни тысяч солдат и офицеров из этих стран воевали и в Красной армии, и в армиях союзников. Представляется, что слова президента продиктованы скорее нынешними политическими обстоятельствами, чем исторической памятью.
Другие слова Путина вызвали обостренную реакцию в бывших республиках СССР. Путин: «И всё это было не важно в то время, откуда кто родом, какой национальности или веры, в каком краю или республике огромной страны жил до войны, призывался на фронт или уходил добровольцем». И тут же наш переменчивый союзник президент Белоруссии Александр Лукашенко отвечает: «Мы, белорусы, всегда боролись за недопущение искажения истории, особенно истории Великой Отечественной войны. Мы боролись против подобного рода шарлатанов и не думали, что нам придется бороться и с другой бедой – приватизацией нашей победы». Новый лидер Армении Никол Пашинян своим первым указом отменил празднование 9 мая. Теперь Армения будет отмечать 8 мая – День скорби. «Последний раз Армения праздновала навязанный советским режимом праздник. Это была не наша война, но сотни тысяч армян погибли, отстаивая имперские интересы Сталина», – сказал Пашинян.
Но главное, на наш взгляд, событие 9 мая – встреча Путина с премьером Израиля Биньямином Нетаньяху. Премьер ознакомил Путина с данными израильской разведки о продолжении Ираном военной ядерной программы и предупредил о действиях израильской армии против группировки иранских войск в Сирии. Судя по всему, Россия отказалась от вмешательства, и той же ночью израильтяне нанесли удар. Останется ли Иран после всего этого нашим верным союзником – такой теперь появляется вопрос.
Впрочем, речи это только слова. Первым же конкретным действием должно стать утверждение предложенного Госдумой людоедского списка контрсанкций. Почему людоедского? Потому что любые меры, направленные якобы против иностранных государств, но ухудшающие жизнь россиян, – это или глупость, или преступление. Предложение запретить ввоз импортных лекарств – это людоедство. Да, можно сколь угодно говорить об импортозамещении, аналогах, но всё равно – это будет подлостью со стороны тех людей, которые сами предпочитают лечиться в столь презираемых ими заграницах. Такая вот будет проверка.