Eels. Deconstruction, 2018
Каждый, кто пишет об этой группе, считает обязательным уточнить: Eels переводится как угри – в смысле рыба, а не сыпь на лице. Да и группой назвать трудно, это, скорее, коллектив, состоящий из одного человека – Марка Оливера Эверетта, который предпочитает очень короткий псевдоним – Е. На сцене и во время записи пластинок к нему присоединяются различные музыканты, некоторые делают это достаточно постоянно, их в какой-то мере тоже можно считать членами коллектива. Например, это бас-гитарист Koool G Murder и гитарист P-Boo.
Их история насчитывает двадцать три года, на счету 13 (вместе с нынешней) пластинок. Но по непонятным причинам группа незаслуженно мало известна в России. Марку Оливеру уже 54 года, но всё его творчество наполнено воспоминаниями о юности. Его юности не позавидуешь. Когда мальчику было восемь, умер его отец, известный американский физик Хью Эверетт III. Марк рано начал пить, употреблять наркотики. Потом последовали еще два сокрушительных эмоциональных удара: самоубийство сестры и смерть матери от рака. В дополнение двоюродная сестра Марка была одной из стюардесс на самолете, врезавшемся в Пентагон 11 сентября 2001 года. Музыка стала его спасением, а на память о тех бурных годах остался хриплый голос, который критики называют пропитым и прокуренным. Но кто в роке не пел хриплыми голосами? Да почти все. Это первое. Второе – на этой пластинке у Е вполне нормальный голос, лирический, так, с легкой хрипотцой.
Наверное, надо добавить пару слов о популярности Е как композитора. Он принимал участие в записи музыки к сериалу «Ходячие мертвецы», мультфильмам «Шрек» и «Футурама» и множеству фильмов. Сочинение музыки для кино отложило свой отпечаток на песни альбома. Rusty Pipes и Sweet Scorched Earth – это сложные композиции, которые могли бы стать главными темами для фильмов.
Критики причисляют творчество Eels к инди-року, что на самом деле означает только одно: музыка Эверетта не укладывается ни в какие музыковедческие рамки. По большей части это печальные баллады, есть несколько взрывных номеров – Bone Dry, You Are The Shining Light, есть нечто почти симфоническое – The Unanswerable. Мы намеренно не говорим о содержании песен, увы, для большинства российских меломанов это недоступная часть англоязычной музыки. Но во всем мире Е ценят в том числе и за то, что каждая его песня – это небольшая история, грустная, как правило.
Для большего понимания, что же это за музыка, скажем, что критики сравнивают Е с Питером Гэбриелом. Нам же более точным кажется сравнение с очень грустным Родом Стюартом.
Но в любом случае Deconstruction – хороший повод, чтобы познакомиться и с другими пластинками этого музыканта.