В экотуризм сквозь экокатастрофу
Сегодня про памятник природы. В начале мая в Саратовской области все туристические тропы ведут к тюльпанным степям. Фестиваль тюльпанов в Куриловской степи (Новоузенск) скоро можно будет называть традиционным — в этом году он прошел уже в третий раз. До Куриловки мы ни разу так и не доехали. Мы знаем местечко поближе: урочище «Иваново поле» в Фёдоровском районе. Там тюльпаны Геснера-Шренка растут не так плотно и обильно, как в Куриловке, но зато там цветут ещё и дикие ирисы самых разных цветов, а при большом везении можно увидеть дроф. Только добраться до поля сложно.
Экологический туризм хорош тем, что ты забираешься в такую даль, куда Макар телят не гонял, поля не пахал, ископаемых не добывал. В местность, практически не тронутую человеком. Через местность, изрядно человеком обжитую в самом плохом смысле этого слова.
Доехать до «Иванова поля» можно через Мокроус. Сто с лишним километров от Саратова самой разной дороги — от идеально гладкого асфальта до сплошных выбоин и заплат. В Мокроусе дорог нет совсем: на асфальте огромные ямищи, не знавшие ремонта с десяток лет, зато обочины укатаны почти до состояния асфальта.
Свалка за Мокроусом наверняка несанкционированная: по обочинам дороги, в оврагах, в лесополосе, на полях плотным слоем лежат полиэтиленовые пакеты, бутылки, жестяные банки, коробки, пищевые и прочие бытовые отходы. Кое-где это горит и чадит. Пакеты кружатся над дорогой, развеваются на ветвях, в общем, украшают пейзаж, как умеют. Семь лет назад, когда мы проезжали этим путем в первый раз, всё было точно так же.
Еще пара десятков километров по грунтовке — и вот оно, долгожданное тюльпанное поле. Красные, бордовые, нежно-розовые, но в основном желтые краснокнижные тюльпаны. Нежные и хрупкие цветы. Урочище «Иваново поле» — один из немногих сохранившихся в Саратовском Заволжье участков тюльпанных степей. Памятник природы. Поэтому здесь запрещены распашка территории, выпас скота, кошение сена, прокладка дорог, коммуникаций, добыча полезных ископаемых и т. д. Но самое главное, эти хрупкие цветы нельзя уносить с собой — ни выкапывать, ни срывать. Даже наступать на них нежелательно. Как рассказывал нам местный егерь, два-три десятка лет назад на поле преобладали красные тюльпаны. Но они самые чуткие к вмешательству человека в живую природу. Поэтому их почти не осталось.
Увезти сорванные цветы тайком не выйдет: в период цветения тюльпанов егеря настороже — за каждый сорванный цветок положен денежный штраф, плюс солидный штраф вообще за попытку рвать тюльпаны. Собственно, и смысла в этом нет — хрупкие цветы, оторванные от земли, быстро вянут и теряют всю свою красоту. Так что лучше увозить их в собственной памяти и на флешках фотоаппаратов. Экотуристы обычно так и поступают. Никогда не знаешь, что интереснее снимать — сами цветы или туристов, замерших с фотоаппаратом на коленках пятой точкой кверху.
Вокруг «Иванова поля» множество прудов, где водятся большие серые цапли, утки, над полями кружат какие-то огромные хищные птицы: чтобы понимать, с кем ты сталкиваешься в степи, надо брать в поездку орнитологический и ботанический справочники. Или хорошего зоолога. А то так увидишь дрофу и не узнаешь.
Еще по берегам прудов периодически водятся компании отдыхающих, оставляющих следы своего пребывания — кострища, заваленные жестяными раздавленными банками из-под пива. Экотуристы обычно собирают и этот мусор тоже. Потому что если не быть бережным к этой красоте, о ней только и останется, что вспоминать.