На Кубе перемены

Оценить
Смотрите, кто пришел на смену Кастро

Слышали анекдотический вопрос перед очередным президентством Путина – почему 54-летнего Владимира Ильича называли дедушкой Лениным, а 65-летнего Владимира Владимировича – молодым перспективным политиком? Запас у Путина, конечно, есть. До Леонида Ильича Брежнева ему ещё далеко. Но как иногда завидно, что в некоторых странах к руководству государством приходят новые люди. Вот, например, на Кубе в конце апреля случилась прямо-таки тихая революция. Председателем кубинской социалистической республики стал Мигель Диас-Канель. Ему, конечно, тоже уже 58 лет. Но ведь не 87, как его предшественнику! А самое главное – он не родственник семье Кастро!

Совсем из политики 87-летний Рауль Кастро уйти не решился. Остался первым секретарем кубинской коммунистической партии, которая определяет стратегические направления развития страны. Так что Мигель призван думать, как их наполнить конкретными действиями, но всё время обязан оглядываться на старших товарищей, переспрашивая: а туда ли я веду?

Краткий курс новейшей истории Кубы уложим в несколько строк. Почти шесть десятилетий назад Фидель Кастро захватил власть в развитой стране западного полушария. В среднем по количеству автомобилей, телефонов и телевизоров на душу населения всё тогда на Кубе было замечательно. Но люди малого достатка завидовали тем, кто купался в жизненных благах. Вот и случилась социалистическая революция.

Тогдашний правитель страны Фульхенсио Батиста всем, в общем-то, не нравился. И поэтому американцы поддержали Фиделя Кастро. Но они думали, что он проведёт демократические выборы и отойдёт от власти. А Фидель власть полюбил сразу и безоговорочно, и чтобы не отдавать её, решил провести национализацию. Все доходы от выращивания сахарного тростника, производства рома и гаванских сигар быстренько потекли в госказну. А вот развлекательные услуги для американских туристов, деньги от которых оживляли кубинскую экономику, постепенно сошли на нет. Потому что власти США разочаровались в способности острова дойти до настоящей демократии и обложили её санкциями. Под ними Куба и загнивала, выживая в основном за счёт материальной поддержки СССР.

В многократно проклятые девяностые дорого покупать дешёвый кубинский сахар развалившийся СССР уже не мог. Дешево продавать на Кубу нефтепродукты – не получалось. Россия сама еле-еле сводила концы с концами. Только помощь Венесуэлы помогла кубинцам не дойти до нищенского положения северных корейцев.

Во времена правления Обамы США протянули кубинцам руку помощи, ослабив санкции. Но теперь препятствием для развития экономики острова стал страх семьи Кастро потерять власть. Так что, понимая необходимость перемен и назначив руководить страной Мигеля Диас-Канеля, коммунистическая верхушка будет тормозить все возможные реформы. Дональда Трампа кубинские коммунисты уже обидели отказом в радикальных политических переменах в обмен на американские деньги и технологии.

По словам аналитиков, новому руководителю социалистической республики Мигелю Диас-Канелю в лучшем случае удастся перезапустить экономику по типу ленинского НЭПа, с сохранением полного контроля государства за жизнью в стране. И пусть это не прорыв, которому обзавидуется весь мир, но всё же – перемены.