И тайна следствия в придачу к недостроям

Оценить
Некоторые квартиры в домах Абасова стоили всего 40 тысяч рублей

Алексея Абасова арестовали в августе прошлого года по подозрению в мошенничестве. Дольщики его многочисленных домов на разных стадиях строительства были шокированы этим известием. Сначала они протестовали против такой меры пресечения, потом переживали период растерянности. Сейчас наступила стадия принятия ситуации. К этому времени управленцы из города Саратова и правительства области наконец-то более-менее разобрались со строительным хозяйством арестованного строительного магната.

Уже месяц в правительстве области на еженедельных совещаниях по достройке проблемных домов губернатору рассказывают, что с ними предполагается делать. Уже прозвучала фамилия Леонида Писного как одного из возможных достройщиков. Но вопросов всё равно остаётся гораздо больше, чем ответов. И особенно хотелось бы услышать, наконец, фамилии правоохранителей и чиновников, на «благодарность» которым шли деньги людей, купивших квартиры в домах Абасова.

Ох, нелёгкая это работа – достучаться до губернатора

«Миргород» – условное название четырёх домов Абасова по улице Зерновой в Кировском районе. Строительство одного из них остановлено на уровне седьмого этажа, два начаты, четвертый – практически котлован. На сегодняшний день в этих домах зарегистрировано 278 квартир. В администрации города Саратова считают, что 90 из них, возможно, так или иначе связаны с семейством Абасова. Если это удастся доказать в ходе процедуры банкротства ООО «Миал Девелопмент», которое строит эти четыре дома, то значит, в реестре их не будет. Министр строительства и ЖКХ Дмитрий Тепин считает, что насколько грамотно будет создан реестр только из дольщиков, а не из лиц, аффилированных Абасову и его многочисленным фирмам, настолько экономика дома и состоится.

Конкурсный управляющий ООО «Миал Девелопмент» Дмитрий Храмов подтвердил, что тоже видит сделки, которые намерен оспаривать. И что его цель с напутствием министра совпадает. Максимально очистить реестр претендентов на квартиры он будет стараться.

– Наша задача куда выйти? – попытался порулить разговором губернатор Валерий Радаев.

– Исключить аффилированных лиц из реестра, – терпеливо повторил Храмов.

– Исключили. Что дальше? – уточнил губернатор. Проводя такие двухчасовые совещания с сентября прошлого года, он всё никак не может понять смысл процедур оздоровления стройплощадок.

– Исключив этих лиц, мы создадим лучшую экономику, потому что будут освобождены дополнительные площади, которые мы сможем предложить инвестору, – не поленился ещё раз сформулировать цель Храмов.

Потом ему пришлось ещё раз повторить схему дальнейших действий, только что перед ним расписанную для губернатора мэром города Михаилом Исаевым. В частности, Исаев сказал, что у этой стройки есть особенность. Она расположена на двух обособленных участках в 12 и 12 с небольшим тысяч квадратных метров. Так что, скорее всего, для достройки придётся создавать два ЖСК, чтобы не пропали два разрешения на строительство. То ли не услышал этой информации губернатор, то ли решил ещё раз проверить её у Храмова.

– ЖСК будет на каждый дом? – спросил. – Или как?

Храмов повторил про четыре дома и два разрешения на строительство. И про то, что целесообразнее будет создать два ЖСК на четыре дома. При этом и конкурсный управляющий, и мэр подчеркивали, что «решать будут дольщики, насколько они договорятся друг друга отцепить». Но губернатор Радаев как будто не слышал этого. И 85 процентов готовности одного из домов связывал только с тем, что его можно быстрее всего достроить. Он согласен был потом уже думать про остальные. Но если один объект можно вычеркнуть из списка буквально через несколько месяцев, значит, нужно это сделать – в этом была губернаторская логика. Снова и снова он спрашивал, почему откладывается на осень достройка. И никто из встающих ответчиков не мог достучаться до первого лица области, раз за разом объясняя, что процедура конкурсного производства в отношении ООО «Миал Девелопмент» будет длиться до 11 октября.

– Почему про осень всё время говорите – не пойму, – сокрушался он. – Скажите.

– Мы должны вычистить аффилированных лиц, чтобы их не пускать в ЖСК, – взялась за разъяснения уже Татьяна Касаева, курирующая по поручению Вячеслава Володина достройку этих домов как депутат Госдумы.

– А за месяц вы не можете вычистить? Что, полгода надо тянуть? – упрямствовал губернатор.

– Там суды, Валерий Васильевич, и не всё так просто. Аффилированные лица будут бороться. Если подъезд уходил за миллион рублей, то они юридически будут готовы его отстаивать. Квартиры в этом подъезде 40 тысяч рублей стоили. Нам предстоит долгий период оспаривания прав на эти квартиры.

– А, ну так и скажите, что суды, – согласился наконец губернатор.

В ЖСК «Нагорный» кое-кто обнаружил «дисбаланс отношений»

К концу диалога весь зал можно было экзаменовать на знание пяти этапов разруливания ситуации с домами Абасова. Пройти процедуру банкротства организации застройщика. Создать новое ЖСК. Передать ему объект. Найти инвестора и заключить с ним договор о возобновлении строительства. Достроить дом.

Организаций-застройщиков у Алексея Абасова насчитали уже аж целых пять. Кроме ООО «Миал Девелопмент» это ООО «Град-С», ООО «Строительные системы», ООО «Град Инвест» и ЖСК «Нагорный».

ЖСК «Нагорный» – это три дома по 20 этажей на 4-м Нагорном проезде. Два построены до 8–9-го этажа, один – на стадии котлована. В общей сложности там будет 490 квартир. По словам Михаила Исаева, на достройку домов нужно 470 млн рублей. Но есть свободные площади – 20 тысяч кв. метров. Да ещё в процедуре банкротства можно оспорить порядка четырёх тысяч квадратных метров. Если их реализовать, инвестору всё равно придётся вкладывать около 220 млн рублей. Чтобы заинтересовать его, город готов выделять компенсационные участки. В августе ЖСК «Нагорный» будет передаваться в процедуру конкурсного производства. Скорее всего, управляющим и здесь назначат Дмитрия Храмова.

Курирует эту группу домов сенатор Сергей Аренин. Он уже предложил Леониду Писному достроить эти дома. Но, говорит, тот ждёт ясности. «Да, экономика понятна там. Разбаланс отношений просто», – подбодрил губернатор Радаев. Хотя только что Сергей Аренин объяснял ему, что такой дружной команды дольщиков он ещё не встречал.

Земля «Град-С» в помощь

ООО «Град-С» взялся строить дом по улице Гвардейской. 26 этажей. 264 квартиры. Из 95 квартир, закреплённых на правах собственности, 23 попробуют оспорить. У этого застройщика есть большой актив – земельные участки в собственности. На них можно построить много домов. По словам конкурсного управляющего Храмова, для инвестора они будут интересными. Процедура банкротства закончится в июле. Участки войдут в конкурсную массу.

Землю Град-Инвеста может оттяпать банк «Синергия»

ООО «Град-Инвест» собирался построить пять 27-этажных домов на площади имени Орджоникидзе. В каждом – по 499 квартир. Но стройплощадка так и осталась «в нулевом цикле». В одном доме привлечено всего два участника. В другом права дольщиков зарегистрированы на 274 квартиры. Из них 223 принадлежат юридическим или частным аффилированным лицам. На реально обманутых дольщиков в этих двух домах в лучшем случае приходится 51 квартира. Земельный участок в собственности у застройщика. Хотя что с землёй, особой ясности нет. Председатель общественной палаты области Александр Ландо полагает, что её арестовали правоохранители в рамках дела о мошенничестве. По информации дольщиков, «она в ипотеке». По данным саратовского мэра Михаила Исаева, эти 54 тысячи кв. метров не обременены ничем. А по словам арбитражного управляющего, земля в залоге у банка «Синергия». И поэтому не арестована.


[кстати сказать]

Они охренели

Чиновники могут согласовывать документы годами

Дольщики проблемных домов Алексея Абасова уже начали волноваться из-за того, что им не хватит строителей на достройку. Они попросили губернатора Валерия Радаева подумать: может, стоит привлечь застройщиков-инвесторов из других регионов? Губернатор их успокоил. Сказал, что столько застройщиков, как в Саратовской области, «мало в каком регионе есть». И когда они увидят рентабельность, то «соорганизуют строительный блок так, чтобы на все дома хватило сил».

Вторая причина для волнений – арендная плата за землю для вновь созданных ЖСК. Разговоры о том, что областная власть её снизит, идут не первый месяц, а документа всё нет. Депутат Саратовской областной думы Леонид Писной с готовностью дал пояснения. Сказал, что депутаты отработали все вопросы по постановлению. И отдали его в правительство.

– Может, на следующую думу его вынесете? – подбодрил депутата губернатор.

– Да это ваш документ! – переложил ответственность на губернатора Писной.– За него не надо голосовать. Вы его подписываете.

Министр имущественных отношений Олег Галкин пообещал в течение месяца отдать губернатору документ на подпись.

– Вы что, охренели? С 25 марта там всё готово, – не сдержался Писной.

Попрепиравшись, снизили срок доработки постановления до двух дней. «Вы почаще поднимайте вопросы важные, – посоветовал Радаев дольщикам. – Иначе они будут годами согласовывать», – кивнул в сторону министров своего правительства.

Вчера министр Галкин отчитался, что постановление вступило в силу.

Вывести арестанта по видеосвязи в правительство

Гладкому раскладу по домам Абасова очень мешает криминальная часть истории. И дело даже не в том, что он сам сидит уже несколько месяцев в СИЗО. И его имущество арестовано. И жена под домашним арестом. Гораздо важнее то, что вокруг этого странного привилегированного застройщика правоохранительные органы выстроили стену молчания. Недели две назад её попытался пробить адвокат жены Абасова, публично сообщив о том, что городской прокурор Воликов как-то странно замалчивает, что супруги Абасовы готовы заключить сделку со следствием. И в обмен на послабление себе сдать следователям фамилии правоохранителей, которые брали взятки за то, чтобы закрыть глаза на проблемы в строительстве его домов.

Адвокат Андрей Боус мотив взяток объяснял достаточно просто. Правоохранители не выписывали штрафы за административные правонарушения фирмам Абасова. Но зато после проверок один становился обладателем 12 квартир в доме, а другой покупал у Абасова автомобиль стоимостью 1 млн 250 тысяч рублей за 130 тысяч. Руководитель общественной палаты области Александр Ландо донёс эту информацию до губернатора области. Попросил объяснений. Не дождавшись их, сам попытался попасть в СИЗО. Не пустили. Заподозрил укрывательство. Рассказал губернатору все свои сомнения и прямо сообщил, что с помощью госдепа Николая Панкова хотел бы донести всю ситуацию до Генпрокуратуры и МВД России.

Прокурор области Сергей Филипенко попытался осадить правдоруба. Но того поддержал Николай Панков. Госдеп заявил, что процедурные тайны следствия – дело, конечно, хорошее, но молчание рождает недоверие людей. Люди вставали и требовали правды. Они хотели, чтобы им не врали. И чтобы не мучили на допросах в удобное для следователей время по три-четыре часа, снова и снова спрашивая об одном и том же, а как-то отчитывались о результатах следствия, которое идет уже почти 9 месяцев. В ответ люди получили отповедь от начальника следственного управления МВД по области Андрея Бойко.

Он сказал, что необходимые меры по возмещению причиненного ущерба принимаются, что расследование идет по утвержденному плану и нечего здесь публично спрашивать ответа. Нужно приходить и лично получать ответ. Приоткрывать информацию не публично, а в кабинете, предлагали и начальник МВД по области, и областной прокурор. А люди никому из них не верили. И продолжали спрашивать, зачем нужны расследования, если никому из обманутых дольщиков всё равно не возмещают ущерб, нанесённый застройщиками.

Александр Ландо на Бойко тоже был зол. Он не пустил его на днях к Абасову в изолятор. Ну пусть вот теперь публично скажет, где зарыт миллиард рублей, который фирмы застройщика собрали с дольщиков? Ну или пусть расскажет, удалось ли следственной части выяснить, кто из чиновников оформлял Абасову огромные участки земли за откаты? Или следственную часть это не интересует?

Напор и резкость Ландо растревожили губернатора Радаева. «Коллеги, хотелось бы, чтобы мы говорили про чиновников, которые способствовали созданию атмосферы, в которой проходило выделение земельных участков». Губернатора коробили обвинения. Но он понимал, что нужно что-то сделать, чтобы потворствующие Абасову государевы люди в стороне не оставались. Иначе всё будет идти как шло, и снова появятся обманутые дольщики. И ещё он понимает, что у правоохранительных органов есть процедура, но «надо это дело так разворачивать, чтобы справедливость была».

Обманутые дольщики предложили устроить на одном из таких совещаний у губернатора видеосвязь с Абасовым. Губернатор ответил, что «надо обсуждать и эту возможность».

– Мы уже много отпрактиковали. И учитывая, что у нас большое количество обманутых дольщиков в области и мы идем по некоторым направлениям в числе первых в стране, может, и до такого дойдём.


[кстати сказать]

«Автодом» Якубовича

Вот и ещё домик внесли в список губернатора

Елена Даныш пришла на заседание в правительство с грудным ребёнком. Рассказала, что она уже три года выплачивает ипотеку, находясь в декрете, и её семья всё это время живёт на съёмной квартире. Но дом по улице Верхней, который не строится уже три года, не имеет отношения к Алексею Абасову. Его строит ООО «Автодом», где учредителем является Николай Якубович. Три года назад семья покупала там элитную квартиру по 45 тысяч рублей за квадратный метр. Уже тогда он был построен на 95 процентов. Елену интересовало, почему этот дом не вносят в список проблемных.

Министр строительства Дмитрий Тепин отчитался, что дом он знает, с застройщиком говорил, и жильё будет сдано нынешним летом. У инвестора просто не хватает денег. Но он договорился со Сбербанком. И ему дадут кредит под свободные помещения. Елена Даныш ответила министру, что рассказы про кредит на достройку дольщики слово в слово слышат два года. Но ни гвоздя Якубович не забил с тех пор.

Глава города Михаил Исаев подтвердил, что застройщик те же песни поёт и ему. А на самом деле к разговору уже пора привлекать сотрудников прокуратуры. Валерий Радаев предложил ресурсоснабжающим организациям забрать у ООО «Автодом» свободные помещения и на их стоимость сделать в доме недостающие коммуникации. Но оказалось, что все свободные помещения в этом доме уже в залоге у Сбербанка. Потому что застройщик не до конца рассчитался за предыдущий кредит. «Я за вас думать не собираюсь. Слишком шикарно это будет», – высказал недовольство министру Тепину губернатор.

Николай Якубович, до того как стать учредителем и директором ООО «Автодом», работал в правительстве Валерия Радаева руководителем комитета капстроительства. И вчера губернатор ему по-свойски поставил срок – ввести дом к 1 июля.