Асфальту заплатка – мертвому припарка

Оценить
В Саратовской области ремонтировать дороги уже бессмысленно. Их нужно строить заново

Хороших дорог в Саратовской области не будет, и можно их не ждать. Несмотря на то, что финансирование дорожного фонда каждый год увеличивается, денег всё равно не хватает. Чтобы привести в нормативное состояние все дороги разом, региону нужно 140 миллиардов рублей или хотя бы по 15 миллиардов на год. В противном случае всё будет как сейчас и даже хуже – из строя ежегодно будет выходить больше дорог, чем дорожники успевают ремонтировать. Обо всем этом говорили в прошлый четверг на заседании круглого стола в Саратовской областной думе.

Всего 9 процентов

Вот так вот сразу признавать, что дела с дорогами в регионе просто швах, чиновники и некоторые депутаты облдумы, в основном из партии «Единая Россия», почему-то не хотели. Хотя отрицать очевидное им тоже было и непросто, и неловко.

Первый заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства области Сергей Плешаков рассказал, что сейчас в нашем регионе нормативам соответствуют всего 9 процентов автомагистралей, 4,5 тысячи километров дорог нуждаются в капитальном ремонте, а 27 тысяч километров были построены 50–60 лет назад и устарели не только физически, но и морально. То есть, по сути, в Саратовской области нужно полностью перестраивать всю дорожную сеть.

Из хороших новостей – только то, что сумма денег, ежегодно выделяемая на ремонт саратовских дорог, постоянно увеличивается. Так, в 2011 году дорожный фонд области составлял 2,4 млрд рублей, а в 2017-м – уже 8 млрд рублей. Столько же предусмотрено на текущий 2018 год, и на миллиард больше – на следующий.

Но этих денег всё равно мало. По словам того же Плешакова, их нужно как минимум в два раза больше, чтобы за ближайшие 10 лет сделать дороги приемлемыми по качеству и поддерживать их в таком состоянии.

В регионе нормативам соответствуют всего 9 процентов автомагистралей.

Собравшиеся на круглый стол неравнодушные стали думать, кто виноват и что делать дальше. Причины плохих дорог усмотрели и в неэффективном использовании бюджетных средств, и в нарушении технологий ремонта, и в неприменении некоторых из них – это про периодическую поверхностную обработку дорожного покрытия, чтобы оно дольше прослужило. Причина плачевного состояния автомагистралей, по мнению участников заседания, может крыться и в некачественной работе экспертов, проверяющих качество дорожных ремонтов, и в вороватости участников процесса. Вспомнили попутно и коммунальщиков, которые любят всё перекопать для ремонта трубопроводов, в том числе и только что уложенный асфальт.

Бессилие как оно есть

Но если с вопросом «кто виноват?» более-менее разобрались, то ответа на вопрос «что делать?» найдено не было никакого. Единственный выход, по словам Плешакова, – «стабильное и достаточное финансирование». Но он же и самый маловероятный.

Молодой представитель ЛДПР Дмитрий Пьяных отчего-то решил, что о 15 миллиардах в год на дороги даже мечтать непозволительно. Это же шокирующая цифра, пятая часть регионального бюджета. Лучше, мол, подумать о том, как удешевить процесс ремонтов и исхитриться не потерять при этом в качестве.

Председатель совета директоров АО «Автогрейд» Сергей Шеметов попытался было объяснить молодому депутату, что это невозможно. Материалы, в том числе битум и щебень, дорогие и дорожают, авансов по тендерам правительство области не даёт – не предусмотрено законом, и значит, ремонтировать приходится за счёт собственных или кредитных средств...

Жалобы Шеметова на тяжёлую долю дорожников явно раздражали депутатов. Александр Санинский заявил, что ему, Санинскому, известно, как всё бывает на самом деле, и дорожникам, дескать, лучше не плакаться. «Вы все материалы сами получаете в долг. И если вам так невыгодно заниматься дорогами, что ж не отказываетесь? В конкурсах не будете больше участвовать?» – спрашивал он. Шеметов заявил в ответ, что будут, даже несмотря на то, что с ним еще за ремонт моста, который был два года назад, государство не рассчиталось: «Мне людей кормить надо и предприятие сохранить. Поэтому даже работая в ноль, мы будем работать».

Но пару идей о том, что всё-таки можно предпринять для улучшения ситуации с дорогами, участники круглого стола всё же из себя выжали. Дорожники предложили на законодательном уровне разграничить дорожные организации по категориям и за каждой из категорий закрепить зону ответственности: кто-то только дороги ремонтирует, а кто-то исключительно на тротуарах специализируется, третьи пусть отвечают за капремонт и т.д. Кроме того, здесь решили, что надо как-то почетче прописать сроки проведения конкурсов. А то, мол, многие тендеры объявляются в мае, а работы начинаются в конце осени – когда асфальт прямо на лужи укладывать приходится или даже на снег.


[кстати сказать]

«Платон» в доле

Когда участники круглого стола сокрушались из-за недофинансирования ремонтов дорог, к месту был помянут «Платон» – система, по которой с большегрузов собирается дополнительная плата за каждый пройденный километр пути. Саратовские депутаты вспомнили, что от этих сборов обещали отщипывать на ремонт и содержание дорог и регионам тоже. Так где же деньги?!

Представитель областного минтранса Сергей Плешаков ответить им на этот вопрос не смог. То ли забыл, то ли не знал. Депутаты поспешили сделать вывод, что владельцы системы всех обманули и выгоду получают только они.

Но пресс-служба системы «Платон» в тот же день уже после заседания круглого стола опубликовала сообщение, где заявила, что Саратовская область свою долю получила – целых 650 миллионов рублей. На которые уже якобы отремонтировали 150 км «самых проблемных» дорог. И еще 114 миллионов рублей (из федерального бюджета) – в качестве компенсации за налоговый вычет по транспортному налогу, который возвращается зарегистрированным в системе «Платон» грузоперевозчикам.

В Саратовской области в госсистеме «Платон» зарегистрировано 4 тысячи грузоперевозчиков с общим парком в 11 тысяч большегрузов. Всего в «Платоне» зарегистрировано 980 тысяч большегрузов. Регистрация в системе растет ежедневно. В общей сложности на ремонт дорог и мостов с помощью «Платона» собрано больше 45 млрд рублей, на которые отремонтировано более 1700 километров дорог, сообщает пресс-служба системы.