Одному, с попутчиком или в тесной компании
Каждое утро саратовцы, спешащие на работу, мечтают о комфортных условиях передвижения. Стоящие в очереди на маршрутку поглядывают на проезжающие мимо автомобили, автовладельцы задумываются о преимуществах такси.
Мы решили подсчитать затраты и узнать, какие ещё способы передвижения по городу существуют.
Своё авто: дорого, но любо
Десять лет назад, в очередной раз промёрзнув в ожидании маршрутки, я твёрдо решила купить машину.
Семилетняя малолитражка Opel Corsa представляла собой идеальный вариант городской машины: юркая и экономная. Затраты минимальные – на бензин по маршруту дом-работа-дом уходило 500 рублей в месяц (АИ-92 стоил тогда 17–20 рублей). Дорога в один конец занимала 15–20 минут.
Поездка на автобусе обходилась в 320 рублей в месяц (при тогдашней цене билета в семь) и длилась 40 минут. Примерно столько же времени занимало ожидание самого автобуса. Не то чтобы ходили они так редко, но влезть в некоторые из них было просто невозможно.
Конечно, были ещё траты на «незамерзайку», антифриз, страховку, мойку, но все они по карману не били. Налог на малолитражку тоже был смешным. Ремонта машина не требовала. Так продолжалось несколько лет. Потом начались проблемы с двигателем, и железный конь стал обходиться дороже. Расходы на бензин, который постоянно рос в цене, также увеличились.
Новенький Renault Duster, сменивший старенькое купе, был приобретён в кредит. На его погашение требовалось 12 тысяч ежемесячно. К обычным автомобильным тратам прибавилось ТО у дилера – около семи тысяч в год. Увеличились расходы на бензин – лошадей у второй машины было в два раза больше. Последнее отразилось также на стоимости ОСАГО и сумме автомобильного налога.
К тому времени мы переехали и вскоре познали саратовские пробки во всей красе. Время в пути составляло час-полтора, вне зависимости от того, едешь ты на машине или в автобусе. А вот отличия в комфорте передвижения были разительными. Не хочешь ехать в маршрутке стоя – топай на конечную остановку, благо, от нас она в семи минутах пути. Там постой в очереди из местных и таких же предприимчивых, как ты – здесь точное время назвать сложно: бывало и десять минут, и полчаса. Но это чтобы точно сидеть, а не ехать селёдкой.
На бензин в месяц у меня уходило 2 тысячи рублей, расходы на общественный транспорт составили бы около полутора тысяч – прямая маршрутка не дружит с собственным расписанием, поэтому с пересадками получается быстрее. Если же подсчитать более-менее крупные автомобильные траты, то реальные расходы составляли уже около 4 тысяч в месяц. И это без учёта платной стоянки, с ней владение автомобилем подорожало бы ещё на 1800 рублей. Плюс, напоминаю, ежемесячные кредитные выплаты.
После нескольких «приятных» саратовских зим, непреодолимых ям и сломанных лопат переднеприводного «француза» решено было сменить на полноприводного. Сегодня за бензин я плачу около 3 тысяч в месяц, общественный транспорт обходился бы мне в 1600.
Может, всё-таки на такси?
Автомобильный комфорт имеет обратную сторону. Во-первых, он постоянно дорожает. Бензин и страховка за то время, что я вожу машину, поднялись в цене вдвое, не стоят на месте суммы налога и пошлины. Во-вторых, порой приходится работать физически: зимой машину нужно откапывать и чистить. В-третьих, количество неадекватных водителей растёт с каждым годом. В-четвертых, амортизация. Вы только представьте, как страдает подвеска на саратовских дорогах. Особенно ощущается это весной, когда вместе со снегом с них сходит и асфальт.
Десять лет назад, покупая первую машину, про ежедневные поездки на такси я не думала – траты выходили приличными. Сегодня езда по счётчикам постепенно уходит в прошлое, сервисов с шашечками становится всё больше, а их тарифы всё приятнее.
После тряски на очередных дорожных ухабах и приступа жалости к своей машине возникла идея подсчитать расходы поездок на такси. К тому же один мой товарищ – ярый поклонник такого способа передвижения, расписал все плюсы.
Сам он, кстати, бывший автовладелец, живёт в 15 минутах ходьбы от рабочего места. Все его передвижения ограничиваются Фрунзенским районом. После нападения – шёл вечером с работы домой и оказался в больнице с сотрясением мозга – прогулки по вечернему Саратову он прекратил. Утренние прогулки закончились после того, как на новенькой зимней обуви вылезли белые разводы, свести которые было невозможно. На общественном транспорте добираться неудобно, поэтому выбор пал на такси. Одна поездка обходится ему в 50–60 рублей. Ботинки стоили 6 тысяч.
Итак, о плюсах. Во-первых, машину прогревать и чистить не нужно, подъедет она прямо к подъезду, нарезать круги в поисках парковочных мест не придётся, замена колёс, заправки, прохождение техобслуживания – все эти прелести владения авто тоже отпадают. Да и выпить можно в любой момент.
Самая дешевая поездка на работу встала мне в 210 рублей, обратно – в 260. Итого около 11 тысяч в месяц. Если сравнивать со стоимостью владения личным авто, получается дешевле. На бензин, кредит, обслуживание у дилера и прочие траты у меня уходит 17 тысяч.
Но тут возник ряд проблем. В часы высокого спроса стоимость поездок может увеличиться на 20–60%. А это уже 13–17 тысяч в месяц.
В экономных тарифах машины попадаются разные: как чистые, так и не очень, с прокуренным салоном, не открывающимися или, наоборот, не закрывающимися дверьми. Водители тоже всякие бывают: кто-то любит поболтать, кто-то постоянно сидит в мессенджерах, успевая правой рукой и текст набирать, и передачи переключать.
Поездки в недорогих такси для людей с детьми – тоже не вариант. Специальных удерживающих устройств в большинстве машин нет, и водители без них либо отказываются приезжать на вызов, либо предупреждают, что перед постом ГИБДД «ребёнку придётся пригнуться», ну, или родителю – оплатить штраф.
У продвинутых операторов, где машины для перевозки детей приспособлены, цена поездки гораздо выше, так как ездят они по счётчику. Но уверенности в том, что такси доедет до вас быстро, тоже нет. Автопарк небольшой, и все авто могут быть заняты.
Поминутный прокат авто
В продвинутых городах есть такая услуга – каршеринг. По-русски, автопрокат, только краткосрочный: поминутный или почасовой. Он бывает частный, когда машинами обмениваются между собой обыкновенные люди, а бывает коммерческий, когда авто сдаёт некая фирма. Второй вид активно пробивается на российский рынок. В Москве действуют уже 14 подобных сервисов. В регионах дело обстоит сложнее. В поминутный прокат машину можно взять в Санкт-Петербурге, Грозном, Екатеринбурге, Новосибирске. Проникает услуга и в приволжские регионы: Уфу, Нижний Новгород, Самару.
Чтобы воспользоваться услугой, достаточно скачать приложение на телефон и зарегистрироваться. Прокатные машины застрахованы и оборудованы системой слежения, хотя случаи угона в России имеются.
Услуга выглядит так: ищете поблизости свободный автомобиль, бронируете его, осматриваете на наличие повреждений, не указанные в перечне записываете и фотографируете, чтобы потом это не «повесили» на вас. Если попадетё в аварию и случится она по вашей вине, убыток за повреждённый автомобиль до 25 тысяч рублей будут взыскивать с вас. Если нарушите дорожные правила, штраф тоже пришлют вам.
Необходимый для вождения пакет документов лежит в бардачке автомобиля, через приложение на телефоне открываются и блокируются двери, запускается и глушится двигатель. Деньги за поездку списываются сразу после её завершения с вашей банковской карты.
Машины у сервисов разные. В основном бюджетные марки: китайцы, корейцы, французы. Цена минуты у таких авто колеблется от 6 до 8 рублей. Поездки на них обходятся дешевле поездок на такси на 100–300 рублей. Для примера: поездка из аэропорта до железнодорожного вокзала в Самаре с учётом лёгких пробок на прокатной машине обойдётся в 560 рублей, на такси – в 750.
Есть у некоторых сервисов премиум-сегмент: за 15–16 рублей в минуту можно прокатиться на Mercedes-Benz и BMW. Правда, за руль здесь допускаются только проверенные пользователи. Поездка на таких авто выходит дороже, чем на такси, раза в два. Зато они новые и чистые, в отличие от бюджетных, которые могут быть как опрятными, так и изрядно потрёпанными предыдущими прокатчиками. Набора автомобилиста, щётки, скребка в машине может не быть – российский менталитет даёт о себе знать.
Отечественных авто у каршеринговых компаний нет – амортизация выходит бешеная.
В Саратове с поминутной арендой пока глухо. Зато имеется более десятка фирм, сдающих машины на день/сутки. Разбег цен составляет в среднем 500 рублей. Так, самую распространённую модель – Ладу Гранту можно арендовать за 1000 рублей в день или 1300–1800 рублей в сутки. Стоимость долгосрочной аренды пониже – от 800 рублей при месячном прокате. Есть также тарифы выходных и праздничных дней.
Требования к водителю варьируются, но зачастую внимание обращают только на стаж – кому-то достаточно двух лет, а кому-то и года. В некоторых случаях с вас потребуют депозит в размере 2,5 тысяч рублей.
За автомобилем ехать нужно самим, предоставить его обещают чистым, заправленным и «в отличном техническом состоянии». Некоторые фирмы предлагают детское кресло, навигатор, видеорегистратор (иногда даже бесплатно).
Кататься на арендованной машине можно не только по Саратову, но также по всей России, за исключением некоторых кавказских регионов, и другим странам.
Попутчика искали?
Поиск попутчика – услуга, которая понемногу развивается в нашем городе. Это отличная альтернатива приятному и при этом недорогому передвижению по городу. Обходится поездка значительно дешевле такси. А общественный транспорт здесь и рядом не стоял. Пользуются услугой студенты и работающие граждане. Среди водителей и мужчины, и женщины.
Свои маршруты-заявки на мобильных и интернет-сервисах оставляют как пассажиры, так и водители. Последние, если изучить обозначенные ими цены, пытаются отбить расходы на бензин и даже немного подзаработать. Так, поездка по почти идентичным маршрутам может стоить от 20 до 100 рублей. Кто-то берёт четырёх пассажиров, а кто-то указывает свободными лишь одно-два места.
По своему маршруту предложений я не нашла. Зато обнаружила два более-менее подходящих. Место отправки рядом со мной, а вот конечная – в 10 и 20 минутах ходьбы от работы. Обойдутся поездки в 20 и 50 рублей. Первый водитель ездит на Renault Symbol, второй – на Hyundai Accent.
Единственный минус – фиксированное время отправления. И если водитель, прособиравшись, может опоздать, то пассажир – нет, ждать его никто не будет.