Комары не искусают, так в дороге растрясёт
Приближается лето. К сезону готовятся не только отдыхающие, но и предоставляющие этот отдых базы и санатории.
Прошлый год оказался для российского туристического бизнеса весьма противоречивым. С одной стороны, снова вырос выездной туризм, зато с другой – внутренний, пошедший было в последние годы в гору, остался стоять на месте.
Нам бы только ямы залатать
Не каждый саратовец способен позволить себе отдых за границей. Поездка на Черноморское побережье желанной радости тоже может не принести: то ротавирус подцепишь, то лето холодное и дождливое случится. Отдых в родных пенатах местные жители рассматривают с изрядной долей скепсиса. Зачастую у нас дороже, чем на морях, да и сменить регион хотя бы на десяток дней порой ох как хочется. Зато поток иногородних туристов, предпочитающих отдых в Саратовской области, потихоньку растёт.
Как показывает международный опыт, продуктивнее всего туризм развивается в странах, где действуют чёткие программы его поддержки на государственном уровне. В России же сложился некий порочный круг: власти не особо заботятся о развитии отрасли, так как туристов – иностранных и иногородних – у нас маловато. А из-за низкой активности чиновников больше этих самых туристов не становится.
Серьезно сдерживает развитие туризма и отсутствие необходимой инфраструктуры. До некоторых объектов просто невозможно добраться. Рассчитывать на представителей туриндустрии в подобных случаях смысла нет – не те деньги там крутятся.
Уже год пытаются решить вопрос с ремонтом дороги, ведущей к ним, в санатории «Синяя птица». «Её никто не хочет брать себе на баланс. Мы бьёмся, везде пишем, обращались уже практически ко всем, вплоть до губернатора, но никто не хочет её ремонтировать. Сами на баланс мы её взять не можем – для санатория это неподъемная сумма», – рассказывает руководитель отдела продаж «Синей птицы» Елена Мордовина. Она отмечает, что добраться до санатория можно, но очень уж некомфортно возить по такой дороге детей. На новый асфальт от властей в санатории даже не рассчитывают, им достаточно и ямочного ремонта.
Борьба с тишиной и комарами
С доставкой в «Иволгу», расположенную на Сазанке, затруднений не возникает – от новой набережной до острова ходит пароходик, принадлежащий турбазе. Пять минут, и вы на месте. Зато у баз отдыха, находящихся на воде, имеется куча своих специфических проблем.
Одна из них – паводок. «Если раньше к 1 мая вода приходила, а к 9-му числу уже уходила, то в прошлом году она держалась до конца июня: поднималась и опускалась. Как результат – многочисленные комариные места. В итоге за летний сезон турбазу приходится обрабатывать не один раз, как раньше, а пять-семь», – говорит директор «Иволги» Алексей Троицкий.
Он поясняет: борьба с кровососущими насекомыми больно ударяет по бюджету – службы, занимающиеся санбоработкой, берут пять-семь тысяч за один гектар, его турбаза занимает три. Если ежегодно «за комаров» отдавать 75–189 тысяч рублей, «можно просто разориться». Не обрабатывать тоже нельзя – отдыхающие, испытавшие дискомфорт, могут больше на турбазу не приехать. «Два года назад мы были вынуждены обзавестись своим оборудованием», – отмечает Троицкий.
Следующая проблема связана с законодательством и его исполнением. Отдыхающие порой не хотят соблюдать областной закон о тишине. «Люди отдыхают до часа-двух ночи: ставят динамики, поют караоке, устраивают дискотеки – всё это разносится по островам. В прошлом году на соседней турбазе такая обстановка была, что несколько семей с детьми, которые постоянно у нас отдыхали, вынуждены были уехать», – говорит директор «Иволги». Бороться с этим, по его словам, невозможно, полиция на звонки не реагирует, объясняя своё бездействие «более серьёзными вызовами».
Леса на Сазанке – третья большая проблема. Собеседник отмечает, что органы, ответственные за них, уходом не занимаются: денег на наведение порядка у них нет. «На турбазе есть места со старым лесом. Какое-то дерево затрещало. Для того чтобы его спилить, я должен вызвать лесничего, тот должен дать определённый документ. С этим документом я пойду в министерство лестного хозяйства, его разместят на сайте «Леса России». Там оно провисит 25 дней, после этого будет принято решение. Далее я, подав новый проект освоения лесов, смогу это сухое дерево срубить. А если оно висит над детской площадкой и за время всех этих длительных процедур успеет на кого-то упасть?
Но я вынужден ждать и не имею права ничего делать. За самовольный спил штраф большой».
Троицкий отмечает двоякость ситуации на Сазанке. С одной стороны, здесь много неосвоенных территорий и нефункционирующих турбаз. Организации, пришедшие в упадок, владения свои забросили и тратятся в основном только на сторожей. С другой стороны – вдоль береговой полосы турбазы развиваются довольно активно, при этом владельцы большого количества из них – москвичи.
Москвичи и питерцы вытесняют саратовцев
На доходы и заполняемость местных баз отдыха серьёзно влияет сезонность. И, конечно же, достаток граждан. «Падение доходов – основной фактор, когда люди себе не могут позволить поездку в санаторий. Это ведь не основная потребность, хотя поддержать здоровье всегда выгоднее, нежели его поправлять потом, – отмечает Мордовина. – Могу похвастаться – на летний сезон нет уже путевок в детский санаторий. А вот у взрослого заполняемость похуже: в летние месяцы она составляет 60–70 процентов. И если сравнить по годам, то спад по физлицам, – не по путёвкам социальным, министерским,– наблюдается».
Немного иную ситуацию обрисовала ведущий специалист по маркетингу и рекламе «Волжских далей» Оксана Кузьмина. По её словам, число приезжающих в лечебно-оздоровительный комплекс, наоборот, растёт год от года. «На июль-август у нас практические все места уже забронированы», – отметила она. Факторов, способствующих этому много, но самым главным из них собеседница называет активную рекламную кампанию, которую ведет учреждение.
Что касается посетителей комплекса, то большая часть из них – традиционно жители Саратовской области. Хотя в летний период, отмечает Кузьмина, постепенно отслеживается тенденция сдвига в сторону москвичей, петербуржцев и жителей центральных регионов.
«В туристическом бизнесе в последнее время всё труднее и труднее: финансовое состояние людей не улучшается», – говорит Троицкий. При этом он отмечает что заполняемость «Иволги» с середины июня до конца августа всегда стопроцентная.
«Нашу турбазу перестали посещать люди, раньше закупавшие люксовые домики на три-четыре месяца. Но стали приезжать те, кто до этого отдыхал в Турции и Египте».