Буффониада
На прошлой неделе играли четвертьфиналы Лиги чемпионов. Тем, кто футболом не интересуется, поясню, что это главный футбольный турнир для европейских клубов. И сошлись в одном матче мадридский «Реал» и «Ювентус» из итальянского города Турин. В первой игре испанцы вроде бы добились комфортного преимущества, а во второй – всё растеряли. Проигрывали с тем же счетом, с каким выиграли прежде. Шла последняя минута, всё более вероятным становилось дополнительное время. И тут на добавленной уже минуте английский рефери Майкл Оливер назначает пенальти – одиннадцатиметровый штрафной удар в ворота итальянцев.
С такими пенальтистами, как у «Реала», спасения практически не было. Итальянцы взбесились, окружили судью и пытались как-то заставить его изменить своё решение, хотя понимали, что это невозможно. Больше всех усердствовал вратарь и капитан «Ювентуса» Джанлуиджи – ДжиДжи, как зовет его весь футбольный мир – Буффон. О, это, наверное, на сегодняшний день самый заслуженный футболист планеты. За свои сорок лет он четырежды признавался лучшим вратарем планеты, провел более восьмисот матчей за клуб и сборную, его титулов не пересчитать. В общем, глыба, человечище. И еще один нюанс: ДжиДжи завершает свою карьеру, эта Лига чемпионов должна была для него стать последней. И очень хотелось продолжить соревнование. А тут какой-то субтильный английский рефери Майкл Оливер ставит в ворота Буффона пенальти. Приплюсуем итальянский темперамент и поймем, что английский судья услышал о себе очень много нового. В частности, прославленный вратарь в лоб спросил судью: «Сколько тебе заплатили, мадридский щенок?». И совершенно заслуженно увидел перед собой красную карточку – он был удален с поля.
Буффон и позже не успокаивался: «Команда отдала все силы, и один человек не может взять и разрушить вот так мечту невероятного камбэка сомнительным эпизодом. У тебя в груди, должно быть, не сердце, а мусорный бак. Кроме того, если у тебя нет мужества выйти на поле на таком стадионе, лучше сиди на трибуне с женой, с детьми, пей газировку и ешь чипсы». Здесь-то Буффон заговорился: у Оливера хватило мужества выйти на стадион и показать ему – самому ДжиДжи – красную карточку. С мужеством у англичанина всё было в порядке. Кстати, точно так же – удалением – завершил свою карьеру великий француз Зинедин Зидан: соотечественник Буффона Марко Маттерацци нашептал Зидану каких-то гадостей на ухо и получил – честно – в лоб.
Но я не об этом сейчас, если меня не остановить, то о футболе могу писать бесконечно. Я о праве, о законе и его применении. Бывший вратарь сборной России Сергей Овчинников всё разъяснил, и большинство наших футбольных комментаторов с ним согласились: «Наверное, по правилам судья поступил справедливо. Но по-человечески можно было ограничиться предупреждением. Все-таки Буффон довольно весомая личность в футболе. Хотя опять же найдутся скептики, которые скажут, что правила для всех одинаковые. Но жизнь подсказывает, что не для всех они должны быть одинаковыми».
Теперь же представим, что вместо футбольных правил перед нами обычные уголовные законы, и попутно перенесемся на наши равнины. И что мы увидим? Да то и увидим. Только у нас великих спортсменов, прямо скажем, маловато, зато достаточно весомых личностей. А также родственников весомых личностей, знакомых, друзей и любовниц. Помните дело Евгении Васильевой? Сурово ли её наказали? 34 дня провела в колонии – потрясающая жестокость.
Или вот Денис Пашков, министр промышленности Красноярского края, организовал хищение бюджетных средств на 30 миллионов рублей. Приговорен к пяти годам, конечно же, условно. Бывший министр Евгений Адамов – тоже хищения миллионов, но уже долларов. Приговорен к пяти с половиной годам лишения свободы. После пересмотра приговора по ходатайству защиты получил уже четыре года, но условно.
И даже если приговор на первых порах кажется суровым, осужденным не стоит отчаиваться. Вячеслав Трофимов, заместитель прокурора САО Москвы, получает в 2010 году за мошенничество 13 с половиной лет лишения свободы, но уже в 2012 году срок решением Верховного суда сокращен на пять лет. А каким образом оказался на свободе саратовский деятель – начальник капстроительства Сурков? Осужден был на восемь лет, в колонии провел три года? Да и кодекс уголовный под себя подстроили – всё чаще вместо взяток, а это строгая статья, судят за мошенничество – статья гораздо более мягкая. Мол, взявший деньги не имел возможности выполнить обещанное. А еще активно используют «превышение должностных полномочий». Например, избили полицейские до смерти задержанного – за что их судят? Правильно – за «превышение полномочий».
А всё почему? Да потому, что, как правильно заметил бывший вратарь российской футбольной команды Сергей Овчинников: «Жизнь подсказывает, что не для всех они (правила, законы. – Д. К.) должны быть одинаковыми». И мы отлично знаем, для кого делаются исключения. Уж не для великих спортсменов, во всяком случае.