Сомнительная инициатива, сведение счётов и свисток
Cамым резонансным документом, который рассматривали в среду, 11 апреля, в областной думе, была инициатива председателя заксобрания Ивана Кузьмина об увеличении числа депутатов, работающих на освобожденной основе. С 7 до 11 человек.
Но случилось это уже во второй половине дня, тогда как комитетская неделя стартовала с 9 утра. Все комитеты заседали по полной программе. Передохнуть думским журналистам дал только комитет по социальной политике, тут депутаты уложились в 15 минут. Никакой имитации бурной деятельности не случилось – честно, оперативно, без сознательного затягивания процесса депутаты рассмотрели вопросы и даже умудрились обсудить один из них.
Комитет по ЖКХ тоже трудился 15 минут – потому что в повестке дня было всего два уже давно проговоренных вопроса и потому что главный коммунальщик Саратовской области Леонид Писной спешил в общественную палату.
Всего же на семи заседаниях семи комитетов Саратовской областной думы было рассмотрено восемь региональных законопроектов, три законодательные инициативы и пара федеральных законопроектов.
Иван Кузьмин предложил увеличить число депутатов, работающих на освобожденной основе |
Так что, по большому счету, идея Ивана Кузьмина об увеличении численности освобожденных депутатов представляется сомнительной. А уж мотивация этого дела – улучшение законотворческой деятельности – и вовсе не выдерживает никакой критики. Потому что законотворческий процесс в областной думе стремится к нулю.
Комитет имени Курихина
Самым продолжительным было заседание комитета по государственной политике и местному самоуправлению под председательством Алексея Антонова. Но вел заседание Алексей Васильевич из рук вон плохо – инициативу уверенно взял на себя депутат Сергей Курихин, и Антонов совсем потерялся.
Но сначала всё было как обычно.
Наконец-то случилось давно ожидаемое и практически эпохальное событие. А именно, губернатор внес на согласование в думу кандидатуру министра финансов Александра Выскребенцева. Напомним, Александр Юрьевич трудится с приставкой и.о. уже более полугода.
Как водится, прошло согласование кандидатур мировых судей. Был задан традиционный вопрос с длительной преамбулой от коммуниста Николая Бондаренко о подавляющем числе обвинительных приговоров. Наконец, Николай Николаевич получил достойные ответы на свои вопросы по поводу обвинительного правосудия от претендента на должность мирового судьи судебного участка № 11 Ольги Игониной. Ольга Владимировна объяснила, что, как правило, в мировых судах рассматриваются дела малой тяжести и, как правило, обвиняемые изначально признают свою вину и раскаиваются.
Сергей Курихин выступал против, но проголосовал за |
А затем начался бенефис Курихина. Для разминки Сергей Георгиевич долго пытал первого заместителя министра по делам территорий Алика Сабригу. Господин Сабрига докладывал три идентичных вопроса об исключении из перечня населенных пунктов Саратовской области некоторых хуторов и поселков в Пугачевском, Перелюбском и Новоузенском районах. По словам чиновника, из перечня исключаются те поселения, где люди не живут, нет прописанных граждан и отсутствуют какие-либо социальные, промышленные и иные объекты.
Но Сергея Курихина это объяснение не удовлетворило. Он интересовался, что делают депутаты, чтобы сохранить брошенные поселения, нет ли здесь чьей-либо корыстный заинтересованности. При этом вопросы Курихин адресовал депутату Владимиру Капкаеву, в чей округ входила пара исключаемых поселений. И даже ответ Капкаева, что эти населенные пункты опустели задолго до его депутатства, Курихина не успокоил.
The Show Must Go On
А потом началось самое интересное. Депутат Иван Кузьмин зачитал свои предложения по внесению изменения в закон о статусе депутата. Речь, понятно, идет об увеличении численности депутатов, работающих на освобожденной основе, с 7 до 11 человек. Тут же Курихин спросил Капкаева, как он относится к данной инициативе. И Кузьмина – кто эти люди, которые намерены работать в думе. Капкаев ответил, что выразит свое отношение в ходе голосования. А Кузьмин сказал, что пока изменения в закон не приняты, говорить о фамилиях рано. Но чуть позже оговорился, что уже есть заявления от восьми депутатов.
И тут настал звездный час Сергея Георгиевича. Он говорил о том, что на содержание четырех дополнительных депутатов потребуется 35 миллионов рублей – это только на два года. А четыре года – это уже 70 миллионов, а это 80 квартир детям-сиротам. Потом опять взывал к Капкаеву и припоминал ему прошлый созыв, когда он, Курихин, и Леонид Писной написали заявления, но получили отказ. И это притом, что свою зарплату они намеревались передавать детям. Дальше – больше – Сергей Георгиевич сказал, что депутатов надо выбирать из состоявшихся людей. Потому что аппараты предприятий, возглавляемых, например, депутатами Ханенко и Володиным, работают на благо законотворческого процесса. А некоторых депутатов сначала провели в думу. А потом они хотят монетизировать свое депутатство.
Всё сказанное, по сути, было абсолютно верным по содержанию, но очень неприятным по форме. И эта форма категорически не понравилась депутату Дмитрию Чернышевскому. Который даже не повысил голос – закричал, что не миллионеру Курихину его учить и дальше что-то про палату мордов.
Министр финансов Александр Выскребенцев наконец избавится от приставки и.о. |
Короче, завязалась «светская беседа» на повышенных тонах и на грани фола.
Но всё же сложилось впечатление, что все выступления Сергея Курихина были направлены против Владимира Капкаева, у которого Курихин старался получить ответы на свои многочисленные вопросы, в том числе и о том, есть ли финансово-экономическое обоснование документа. Капкаев невнятно отнекивался.
В конце концов депутаты проголосовали за предложение Кузьмина. Потому что, как сказал всё тот же Курихин, он их начальник. И правильный демарш Сергея Курихина вышел в свисток. Фамилии потенциальных штатных сотрудников думы пока остались неизвестными.
И еще раз Сергей Курихин сработал по заготовленному заранее сценарию – когда потребовал отклонить ходатайство по награждению почетной грамотой чиновницы из Петровска. Дело в том, что сначала Сергей Георгиевич, отвлекшись, возражал против награждения дамы из Аткарска, объясняя свое предложение множеством негатива в Петровском районе. Потом исправился, но так запутал председателя комитета, что вопрос пришлось голосовать дважды.
Есть подозрение, что на этом заготовки Курихина не закончились. Потому как он начал задавать, не слушая других, вопросы Александру Пономарёву, который рассказывал о деятельности представителей общественности в квалификационной коллегии судей. И это притом, что время работы комитета уже истекло. Александр Иванович отвечал уверенно и всё время притормаживал Курихина. К счастью, Алексей Антонов понял, что разобраться с отчетом депутаты не смогут просто из-за отсутствия времени, и вопрос перенесли на следующее заседание.
Водные проблемы
Как-то так получилось, что на минувшей неделе, в пик паводка, депутаты областной думы об этой проблеме не заморачивались. Наоборот, их интересовали более приятные моменты. Например, думский комитет по спорту, туризму и делам молодежи очень озаботился развитием водного туризма. В том числе и круизного. Рассказывала о нем председатель отпочковавшегося от министерства спорта комитета по туризму Виктория Бородянская. Рассказывала хорошо и оптимистично.
Хотя круизный туризм в Саратовской области представлен только в трех городах – Саратове, Вольске и Хвалынске. В Балаково же круизные теплоходы не заходят из-за отсутствия причальной стенки. Но динамика подвоза туристов по воде положительная – в 2014 году теплоходы побывали в области 225 раз, а в 2017 – уже 305. И в среднем число внешних туристов, посещающих регион, колеблется вокруг 60 тысяч человек.
Помимо теплоходно-круизного есть и иные виды туризма, а именно байдарочные. Госпожа Бородянская всё время говорила о двух туристических фирмах в Лысогорском районе, предоставляющих такого вида услуги. И еще Виктория Валерьевна рассказывала о том, что есть проблемы с байдарочной инфраструктурой, что стоянки для сплавов оборудованы не самым лучшим образом, а где-то нет их вовсе, но в этом направлении работают. И вообще всё будет хорошо.
Каким-то образом к теме водного туризма примкнула тема водного сообщения. И заместитель министра транспорта Сергей Балакин сообщил, что в этом году планируется три водных маршрута Саратов – Сосновка, Саратов – Хмелевка и Саратов – Хвалынск. На последнем маршруте продолжительность пути – 4–5 часов. Ориентировочная цена билета – 600–660 рублей.
Наверное, всё это замечательно и познавательно. Но возникает вопрос: какое отношение к водному туризму, пусть даже круизному или байдарочному, имеют депутаты и где здесь законотворческая деятельность?
С огромным уважением, но без пояса
Комитет по аграрным вопросам, по большому счету, уже давно на ниве законотворчества работает слабо. Именно аграрный комитет стал первооткрывателем нового вида деятельности депутатов – контроль исполнительной власти в «сфере компетенций комитета». И из-за этой сферы компетенций депутатам пришлось решать очень щекотливый вопрос, а именно отказать общественной палате Саратовской области в создании «зеленого пояса».
Мы уже писали об этой замечательной инициативе ОНФ под руководством президента Путина, который озаботился экологией крупных городов и предложил создавать вокруг мегаполисов «зеленые пояса». Эта почетная обязанность была возложена на общественность в лице общественных палат. Наша ОПа сильно заморачиваться не стала и подготовила документ крайне небрежно. Настолько небрежно, что, при всеобщем огромном уважении всех и вся по отношению к руководителю ОП Александру Ландо, депутаты были вынуждены отказать в создании «зеленого пояса». Правда, перед этим председатель комитета Николай Кузнецов долго, чуть ли не оправдываясь, формулировал причины отказа.
Но главным в повестке дня комитета был, понятно, контроль. На этот раз заместитель министра сельского хозяйства Александр Зайцев рассказывал о развитии малых форм хозяйствования в региональном АПК. В Саратовской области на фермерские и иные малые формы хозяйствования приходится изрядная – от 30 до 50 процентов – доля растениеводства. С животноводством – хуже. Доля фермеров в производстве мяса составляет 7,4 процента, молока – 6,7, яиц – 2,6 процента.
Но государство начинающих фермеров старается поддерживать. В 2017 году на это дело было выделено 63,35 млн рублей. Короче, господин Зайцев подробно рассказал депутатам о ситуации с КФК и прочими малыми формами в АПК.
Депутаты ринулись проблему обсуждать, но сложилось впечатление, что они отбывают какую-то повинность. Например, Николай Семенец поинтересовался, отчего такие скромные показатели у КФК по животноводству. Его поддержал Владимир Капкаев. Мудрый замминистра ответил коротко – причиной всему экономика. Потом поговорили отчего-то о торгово-закупочных кооперативах, о прозрачности расходования средств, получаемых в рамках госпомощи, и что нужно делать, чтобы средства тратились исключительно целевым образом.
И говорили бы долго, но тут закончилось время, отведенное на заседание комитета, а еще председатель агропромышленного союза Александр Ратачков добавил свои горькие пять копеек, предложив послушать информацию о потерях села. Мы сегодня говорили о 150 миллионах, а потеряли 2 миллиарда, в сердцах сказал Александр Сергеевич, выходя из зала.
А что театр?
Владимир Капкаев вяло отнекивался |
Заседание комитета по культуре и общественным отношениям получилось интересным, но ни разу не благостным. И тут с законотворческой деятельностью у депутатов не получается. Зато хорошо идет контроль. В этот раз депутаты обсуждали реализацию программы «Культура Саратовской области до 2020 года». Заместитель министра культуры Светлана Каляева столь долго и подробно рассказывала о состоянии региональной культуры, что это позволило председателю комитета Алле Лосиной сделать вывод о том, что культура в Саратовской области финансируется не по остаточному принципу. Впрочем, остальные депутаты были настроены менее благожелательно.
Тон обсуждению задал обычно молчаливый депутат Вадим Рогожин, который обнаружил в одном из федеральных изданий материал о региональной культуре. Вадим Владимирович, уверенный, что имиджевые материалы в СМИ публикуются исключительно за деньги, поинтересовался, за счет каких источников министерство культуры оплачивало текст. Госпожа Каляева категорически заявила, что деньги на эти цели не выделялись.
Рогожин не поверил и задал следующий вопрос. О ситуации с ремонтом театра оперы и балета.
На выручку коллеге пришел еще один заместитель министра Владимир Баркетов, который сообщил, что последний ремонт здания проводился в 1979–1980 годах. С тех пор несущие конструкции здания претерпели изрядные изменения и, понятно, требуют серьезного ремонта. Но с этим делом сложно. Дальше начались технологические тонкости – проработка узлов входной группы, специальная госэкспертиза и так далее. По сути, выходило, что через 35-40 дней может начаться повторная экспертиза. Что касается сроков ремонта, то тут все совсем неопределенно. «Мы не могли войти на 2018 год, потому что надо было готовить документы в 2017 году. Есть предварительные договоренности о ценовой экспертизе, будет рассмотрен вопрос о выделении средств на первоочередные противоаварийные мероприятия на 2019 год», – сказал замминистра.
Александр Анидалов озаботился состоянием музея Чапаева в Балакове, планируемыми мероприятиями к 200-летию Карла Маркса и тем, как отмечалось 150-летие Максима Горького.
Из ответа Владимира Баркетова выходило, что с музеем все хорошо, он посещаем, вокруг него планируется установить ограду. Но вот расширить его площади не получится совсем – в рамках федерального закона №73 конфигурация музея должна быть неизменной. Мероприятия памяти теоретика коммунизма запланированы отдельным планом и про Горького тоже все помнят.
Депутат-краевед из Хвалынска Алексей Наумов очень переживал, что в области не хватает мест для хранения экспонатов, в том числе и недавно найденных, например, на раскопках, и совсем нет реставраторов.
Господин Баркетов тут же назвал цену одного квадратного метра хранилища – 150 тысяч рублей. И добавил, что обучение реставраторов не только очень дорогое удовольствие, но и проблемное потому, что на учебу принимают специалистов экстра-класса, а таковых пока в области нет. Точку в обсуждении поставил критично настроенный Вадим Рогожин, который посетовал, что Общественный совет при облдуме плохо работает со средствами массовой информации и злободневные вопросы, обсуждаемые на заседаниях совета, до общества не доходят.
И о курении
Федеральный законодатель в очередной раз озаботился охраной здоровья граждан от воздействия табачного дыма.
Как известно, курение в России в местах общего пользования запрещено. В том числе и в аэропортах и поездах.
Что касается поездов, то курящие граждане уже нашли выход из положения и за сто рублей приобретают у проводника разрешение курить на площадке сцепки вагонов. В аэропортах, особенно в «чистых зонах» выхода на свежий воздух нет и особо зависимые товарищи курят, например, в туалетах. Что, понятно, никому не нравится. Более того, в туалетах нет камер, и наказать нарушителей невозможно. Потому в федеральный закон решено внести изменения, которые позволят владельцам аэропортов оборудовать места для курения, снабженные вытяжкой, вентиляцией и так далее.
Этот законопроект обсуждался на заседании комитета по социальной политике и вызвал вопросы у депутата от ЛДПР Станислава Денисенко и депутата-коммуниста Александра Анидалова. Их очень интересовало, оговариваются ли параметры мест для курения. Ответы на все эти вопросы нашла депутат Ольга Болякина, которая, в отличие от своих коллег, умеет быстро читать пояснительные записки.