И пить будем, и в топливные баки зальём гидрашку
Что такое биоэтанол, председатель бюджетного комитета думы Владимир Капкаев членам рабочей группы рассказал в минувшую среду. Коротко – это просто неочищенный спирт. В промышленных масштабах он потребовался для того, чтобы добавлять его в автомобильное топливо. Проголосовать надо было за то, чтобы такой спирт не облагался огромными акцизами, как питьевой алкоголь.
О том, что неочищенный спирт, используемый как добавка в автомобильное топливо, не должен облагаться акцизами, в России говорят уже лет десять. Потому что себестоимость биоэтанола очень выгодна производителю, но надбавка, идущая в доход бюджета, ставила крест на самых смелых мечтах. И вдруг что-то произошло, и ход истории переломился. Правительство РФ решило догонять страны, где производство биоэтанола не просто поддерживается, а спонсируется государством.
Поправки в закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта» отправлены в Государственную думу по воле и распоряжению Дмитрия Медведева. Оттуда, за подписью Вячеслава Володина, они разошлись по региональным собраниям депутатов.
«Запасы нефтепродуктов иссякают в недрах матушки Земли», – прокомментировал для коллег внимание к производству биотоплива Владимир Капкаев. По его словам, скоро можно будет говорить о развитии нового направления производства бензина из растительного сырья пищевого и непищевого назначения.
Из чего же, из чего же, из чего же?
Для производства биоэтанола в России наиболее приемлемы пшеница, ячмень, рожь, кукуруза, сорго, свекла, топинамбур – в общем, все культуры, содержащие сахар. Здесь уж каждая страна пользуется чем бог дал. В странах Евросоюза, например, половину урожая рапса перерабатывают в биодизель. В Канаде поставили на сою. В Австралии, Таиланде, Бразилии счастливы тем, что климат позволяет выращивать сахарный тростник.
Бразильцы, как мировые лидеры в производстве биоэтанола, уже довели свои умения до того, что получают 7,5 тысячи литров этанола с одного гектара сахарного тростника. У американцев рекорд – 3,8 тысячи литров. Но на их гектарах выращивается кукуруза.
По российским прикидкам, в РФ при использовании сырья из зерна и сахарной свеклы, выращенных на 1 га, можно получить в среднем 2,5 тысячи литров этанола. По расчётам экспертов, давно изучающих перспективы российского биотоплива, на первых порах легче всего нам ставить на свёклу. (Кстати, в Европе сахарная свёкла дает 5,5 тысячи литров этанола с га.)
Биоэтанол на типовом сахарном российском заводе получить просто. Для этого надо докупить совсем немного оборудования. Всё остальное, включая специалистов и сырьё, на заводе уже есть. Даже меласса – побочный продукт производства сахара, уже имеется. Сейчас эта чёрная патока в лучшем случае пускается на корм скоту, а в худшем утилизируется. Но решив производить биоэтанол, завод сможет перерабатывать её в межсезонье.
Но самым перспективным сырьем для производства биоэтанола, оказывается, является целлюлозосодержащая продукция (древесина, солома, отходы обработки зерна и др.). А уж этого-то добра у нас вообще навалом. Особенно после того, как были сокращены штаты и финансирование лесничеств и все леса оказались завалены буреломом. Правда, для их переработки потребуется строить новые заводы. Но если государство рискнет вложить в них деньги, то мы окажемся на передовых позициях, а не будем догонять страны, оторвавшиеся от нас в производстве биотоплива на 10–15 лет.
– А твоя машина тоже на газированной воде? – спросил Незнайка. – Нет, моя на спирту. В цилиндр, понимаешь, засасываются пары спирта и поджигаются электрической искрой. Пары, сгорая, расширяются и толкают поршень, а поршень вертит колеса. Машина может работать и на бензине, но от бензина в воздухе остается не очень приятный запах. От спирта же никакого запаха не остается. (Николай Носов. «Незнайка в Солнечном городе», 1958 год) |
Бери и делай!
Пока в развитии биоэтанольной отрасли промышленности в странах СНГ инициатором значится Республика Казахстан. За ней идёт Украина. Там концерн по производству биоэтанола создают на базе старых спиртовых заводов. У нас тема переквалификации спиртовых заводов тоже обсуждается. Буквально на днях глава Северной Осетии обратился к вице-премьеру РФ Александру Хлопонину с просьбой рассмотреть возможность перевода простаивающих предприятий, ранее выпускавших этиловый спирт, на производство биоэтанола.
На одном из шести закрытых заводов в этой республике недавно случились волнения. Поминали плохими словами всю власть, вплоть до Владимира Путина. Люди не хотели лишаться своих рабочих мест. Но, по версии работников, МВД, ФСБ и Росалкогольрегулирования, оборудование на заводе стали резать на металлолом из-за того, что здесь после отзыва лицензии было организовано мощное «подпольное» производство спирта. Приостановить утилизацию технологических линий помогло чудо. Как раз в эти дни правительство России озаботилось биотопливом. А завод в Мичурино – один из наиболее подготовленных к его выпуску. Здесь частично уже установлено оборудование для получения технического спирта.
Денатурат пью заместо кваса
Из документа, который попал на обсуждение в Саратовскую областную думу, следовало, что биоэтанол обязательно будут денатурировать. В нём должно быть кротонового альдегида не менее 0,2% от объёма (резко ухудшает запах) и не менее 0,6% толуола (вызывает поражение нервной системы).
«Денатурирующие вещества нужны для того, чтобы этот продукт не пили», – объяснял Владимир Капкаев, тут же вспоминая времена, когда нашему человеку эти спиртовые тонкости не мешали «принять на грудь». Коллеги засмеялись. Видимо, решили, что «химиков талантливых у нас много» и сейчас. Так что денатурирующие добавки в виде преграды они возьмут, не охнув. Снова и снова депутаты спрашивали, как будет организован контроль. Где гарантия, что биоэтанол не будут продавать под видом обычного спирта, а питьевой спирт не запишут в биотопливо?
Вопросы имели под собой основания. Потому что при нынешней цене пшеницы себестоимость биоэтанола составляет 10–12 рублей за литр. Даже ниже себестоимости питьевого спирта. Но если спирт, обложенный акцизами, будет выходить с завода в несколько раз дороже биоэтанола, освобождённого от них, то велика вероятность подвигать туда-сюда два вида продукции.
Владимир Капкаев объяснил, что в правительстве РФ варианты подобных махинаций учли. И в законе прописывается, что производство пищевого спирта и спирта для технических нужд будет разводиться по разным предприятиям. Так что биоэтанол в качестве суррогата алкогольной продукции на рынок не выйдет. Да и вообще, раз правительство РФ считает, что нужно по этому пути двигаться, значит, надо его поддержать.
Под ворчание про то, что «у нас и так контрафакт зашкаливает», депутаты открыли дорогу «новому направлению в производстве автомобильного топлива».
Тянули, пока жареный петух не клюнул
Условия для производства биоэтанола хорошо бы ещё простимулировать спросом. В Соединенных Штатах повышать спрос на биотопливо начали с поправок к «Акту о чистом воздухе». Ими были введены требования к автомобильному топливу, которое необходимо обогащать кислородом. Смесь бензина и этанола отвечает этим требованиям. И американские автомобилисты эту смесь, известную под названием E-10, используют уже четверть века. Все крупные производители автомобилей учитывают это. И топливо E-10 не просто подходит для их продукции, но и улучшает работу двигателя. В России тоже пора принимать подобный закон, заботясь о том, чтобы воздух в крупных городах стал чище.
Символ Е-10 обозначает, что в состав топлива входит 10% этанола. Но в РФ пока на государственном уровне не принято решение, устанавливающее обязательные 10% биоэтанола или биодизеля отечественного производства в составе моторного топлива. Но может быть, когда-нибудь государственники и отважатся на это. И тогда сразу несколько отраслей экономики получат внушительный долгосрочный заказ на поставку невостребованного сейчас сырья.
Странно только, что мы так долго тянули.
Владимир Путин ещё в 2012 году утвердил комплексную программу развития биотехнологий в РФ на период до 2020 года. И в первую очередь в этом документе речь шла о производстве биоэтанола. Но, как говорится, только когда жареный петух клюнул, засуетились. В условиях, когда от нас грозит отвернуться весь мир, когда мы уже страдаем от ограниченных поставок оборудования и запчастей в нефтегазовую промышленность, когда вот-вот будут наложены санкции на всю нашу нефть, самое время вспомнить о том, что мир семимильными шагами движется к возобновляемому топливу.
[кстати сказать] Сплошные плюсы • По данным Национальной ассоциации производителей зерновых, в отрасли производства этанола в США заняты более 40000 человек, а прямой и косвенный вклад в экономику страны составляет более 6 млрд долларов в год путем поддержки смежных отраслей. 900000 американских фермеров являются членами кооперативов по производству этанола. • В зависимости от используемого оборудования в процессе выработки этанола можно производить кукурузное масло, двуокись углерода, подсластители (мальтозные и глюкозные сиропы), протеиновый корм для животных (клейковина зерна и глютен) и сухую барду. Побочные продукты приносят заводам биоэтанола значительные доходы. • Биоэтанол хорошо смешивается с соляркой и бензином. Добавление биоэтанола (10–30%) в топливо повышает его качество в 2,5–3 раза, уменьшает выброс вредных веществ в атмосферу до 70%. Е-15 содержит 15% этанола и 85% бензина – состав, при котором еще не требуется изменений в конструкции двигателя. • На современном топливном рынке Е-85, где биоэтанола 85%, становится наиболее популярным видом топлива. Уже произведены десятки миллионов двигателей, работающих на любом соотношении биоэтанола и бензина. • Объем инвестиций в заводы мощностью 250–1000 тонн биоэтанола составит 100–130 млн евро. • По себестоимости биотопливо дешевле природного и экологически безопаснее. |