«Телега» на замке

Оценить
Telegram заблокирован в России. Что думают об этом владельцы саратовских телеграм-каналов?

За почти пять лет своего существования Telegram совершил революцию в политической аналитике: в России появилось такое явление, как телеграм-каналы, через которые анонимно (и не только) сливались слухи и утечки из верхушек власти. Прогресс не обошёл стороной и Саратов, где появились десятки местных телеграм-каналов, сообщавших последние новости из мира подковёрных разборок саратовского чиновничества, да и просто жизни города. «Газета недели» связалась с авторами некоторых из них.

16 апреля провайдеры по решению властей начали массовую блокировку мессенджера Telegram в России. Это связано с отказом сервиса передать ФСБ ключи шифрования, с помощью которых спецслужбы могли бы читать переписку пользователей. Создатель Telegram россиянин Павел Дуров объяснил отказ «защитой свободы и конфиденциальности», а также тем, что технология мессенджера просто не предусматривает наличия каких-либо ключей – третьему лицу в принципе невозможно прочитать секретную переписку в Telegram.

Телеграм-канал «Родина Володина» (@saratovonfire):

УДАЧИ ДЕПУТАТУ ПАНКОВУ В ТАМТАМЕ

Пока в глупом положении оказались представители власти, которые полностью сдали эффективную площадку оппозиционным и неподцензурным авторам. Удачи Николаю Панкову* в тамтаме.

Уменьшится ли аудитория телеграм-каналов после блокировки, это зависит от последовательности шагов Роскомнадзора. Формальная блокировка ни на что не повлияет, а по некоторой информации, бодаться теленок с Дуровым не будет. Количественный состав аудитории нас не сильно заботит. Имеющий уши да услышит.

*Депутат Госдумы Николай Панков вёл в Телеграме свой канал «Пара слов», а после блокировки заявил о переходе на другой, не слишком известный российский мессенджер TamTam.

Телеграм-канал «Театр Взрослого зрителя» (@teatrvz):

ОЧЕРЕДНАЯ ГЛУПОСТЬ ИЗ ДЛИННОГО СПИСКА СДЕЛАННЫХ РАНЕЕ

Блокировка Telegram – это лишь очередная глупость из длинного ряда сделанных властью ранее, и она столь же неэффективна, сколь и другие запреты в сфере IT-технологий. Первое время, конечно же, спад численности аудитории каналов будет иметь место, однако постепенно она вернётся к прежнему объему. Это произойдет благодаря: 1) рекламе, которую сделали сервису ретивые чиновники, 2) отсутствию альтернатив мессенджеру Павла Дурова (имеется в виду анонимность).

Некоторые владельцы телеграм-каналов из числа представителей политбомонда уже поспешили заявить о переходе на другие платформы, которые не предоставляют таких гарантий, как Telegram. Однако их откровения [которыми они делились в мессенджере] – это, мягко говоря, не самое ценное, что можно использовать в качестве источника информации, поэтому с их уходом воздух будет только чище.

Мария Алексашина, ведущая телеграм-канала информагентства «Свободные новости» (@fnvolgasaratov):

ТЕПЕРЬ ЧИНОВНИКИ НАЧНУТ ПАРТИЗАНИТЬ И СТУЧАТЬ ДРУГ НА ДРУГА

Мне трудно оценить техническую историю: мог Дуров передать в ФСБ ключи шифрования или не мог. Его позиция, конечно, вызывает смешанные чувства. С одной стороны, такая последовательная борьба за свободу слова и тайну переписки пользователей вызывает восхищение, с другой стороны – Павел Дуров вступил в неравный бой с государством и спровоцировал новый виток запретов. Чем это может закончиться, представить трудно. В самом плохом варианте – использование каких-нибудь прокси и vpn (средства для обхода блокировок. – Прим. ред.) станет поводом для судебного преследования.

Парадокс Telegram ещё и в том, что им пользовалась масса чиновников и депутатов. Чего уж там, даже пресс-секретарь президента Путина Песков с журналистами там общался. Теперь все они начнут партизанить, пользуясь Telegram на полулегальном положении. А потом будут стучать друг на друга.

Елена Налимова, ведущая телеграм-канала «Елена Налимова» (@elenanalimova)

ЖЕЛАНИЕ КОНТРОЛИРОВАТЬ ВСЁ – ЭТО ЖЕЛАНИЕ 20 ВЕКА

Я вообще отрицательно отношусь ко всему «пакету Яровой» (Свод законов, принятых в России в 2016 году. Среди прочего обязывал организаторов распространения информации предоставлять ФСБ ключи к зашифрованным сообщениям. – Прим. ред.). Всё это приводит к нарастанию авторитаризма в стране. Мне кажется, информационные технологии ведут общество к тому, что контролировать всё станет уже невозможно. У людей в любом случае останутся свободные каналы коммуникации, так что это как ситом вычерпывать воду. Желание контролировать всё – это желание 20 века, а мы живём в 21-м.

Сейчас мы говорим только о Телеграме, а мессенджеры будут появляться новые и новые. Вспомните, какое-то время назад все сидели в Одноклассниках. И это было сравнительно недавно.

На самом деле российские депутаты и чиновники тоже не одобряют цензуру в интернете. Вот что совсем недавно они говорили про это:

«В интернете действовать запретами глупо и нерационально, люди так или иначе найдут способы их обойти», – Евгений Ревенко, тележурналист, депутат Государственной думы.

«Если вы занимаетесь блокировкой массового популярного ресурса, то вы дискредитируете власть, потому что показываете, что решение власти нереалистично, оно обходится», – Алексей Волин, заместитель министра связи и коммуникаций РФ.

«Тем самым высшее руководство страны расписывается в собственной беспомощности перед любой альтернативной информацией, не доверяет своим гражданам, отрезая их даже от такого бытового диалогового формата, как социальные сети», – Константин Косачев, глава комитета Совета Федерации по международным делам.

Все эти слова российских государственных мужей как нельзя кстати подходят к намерениям заблокировать Телеграм. Но сказаны они были, увы, по другому поводу – в связи с попыткой заблокировать социальную сеть «ВКонтакте» на Украине в 2017 году.