Меркурий и маркировка

Оценить
В России внедряется сразу несколько систем слежения за… продуктами и товарами

Российские власти всерьёз решили бороться с контрафактной продукцией и фальсификатом в продовольственных товарах. Но это не точно. Еще не успела толком заработать система ветеринарного контроля «Меркурий», с помощью которой планируется отслеживать движение продуктов от производителя сырья до потребителя, как правительство в лице Минпромторга РФ придумало и начало внедрять систему тотальной маркировки товаров на рынке – от шуб до макарон. С новой маркировкой, уверяют в ведомстве, рынок станет прозрачней, а контрафакту на нём не останется места.

Включаются все

На самом деле, конечно, российские власти всерьёз решили бороться за повышение бюджетных доходов. И все системы контроля и надзора заточены в первую очередь на это. Что «Меркурий» и иже с ним (а иже с ним 13 других систем ветконтроля), что маркировка абсолютно всех в России товаров, что ЕГАИС – система слежки за алкоголем. Внедрение последней, кстати, уже обеспечило дополнительное поступление в бюджет более 150 млрд рублей, попутно обеспечив рост легального производства алкоголя в стране. Ограничения производства и распространения пищевого фальсификата и контрафактной продукции – скорее побочный эффект от действия этих систем.

К примеру, «Меркурий» чаще всего презентуют как электронную информационную систему сопроводительных ветеринарных документов, призванную облегчить жизнь всем, кто имеет дело с продукцией, подлежащей ветеринарному надзору. Смысл в том, что не придется больше оформлять бумажные документы. Всю информацию о своей продукции компании должны заносить в единую базу данных, формируя там же электронные ветеринарные сертификаты. Подключиться к «Меркурию» должны все производители и продавцы молочных продуктов (молоко, кефир, сыр, мороженое и др.), мясных изделий (колбаса, сосиски и др.) и кормов для животных. Это касается ферм, мясо– и молококомбинатов, птицефабрик, производителей морепродуктов, их поставщиков и дистрибьюторов. А также логистических компаний и торговых точек.

Задача магазинов – гасить сопроводительные документы, то есть отмечать в системе, что товар с конкретным ветсертификатом поступил в продажу в полном объеме или в таком-то количестве. Так и будет обеспечиваться прослеживаемость продукции – весь её путь от производителя до конкретного прилавка. Другими словами, «Меркурий» – это аналогичная ЕГАИС система слежки за конкретными наименованиями товаров (всего порядка 25 групп, полный их перечень есть в приказе Минсельхоза России от 18.12.2015 № 648). И по аналогии с ЕГАИС «Меркурий» тоже должен принести свои плоды в виде дополнительных миллиардных поступлений в бюджет.

Фальсификат не пройдёт

О том, что благодаря системе «Меркурий» получится повысить биологическую и пищевую безопасность, контролеры говорят во вторую очередь. Дескать, обязанность работать в системе сведет на нет обман в производстве продуктов питания. Оборот продукции станет прозрачным. И если, к примеру, молокоперерабатывающий комбинат получит 10 тонн молока, что будет зафиксировано в системе «Меркурий», то он уже никак не сможет выпустить в продажу 10 тонн сливочного масла.

Кстати, молочное производство в России сейчас вызывает самые серьёзные опасения. Последние исследования сырого молока и молочной продукции выявили и наличие нитрофуранов и антибиотиков (тетрациклин, левомицетин), и высокую долю содержания растительных жиров.

По данным Национального союза производителей молока («Союзмолоко»), в прошлом году доля фальсификата на рынке молочных продуктов колебалась на уровне 5−6%. В некоторых категориях, таких как сыры и сливочное масло, показатель был несколько выше, в сегменте кисломолочной продукции – ниже, поскольку там экономически нецелесообразно заменять молочные жиры растительными.

По данным Росконтроля, опубликованным в конце марта, по результатам недавнего исследования 30 образцов сыров российского и белорусского производства в ценовой категории 250−590 рублей за килограмм в 60% проверенной продукции содержались заменители молочного жира. Причем если раньше в основном выявлялась частичная замена молочного жира, то сейчас все фальсифицированные образцы оказались на 100 процентов состоящими из растительных жиров. «Потребитель, покупая товар, часто ориентируется на цену, и для того, чтобы её снизить, производители с молчаливого согласия торговых сетей идут на откровенный обман», – говорится в результатах экспертизы Росконтроля.

Трудности перехода

Конечно, какие-то способы борьбы с фальсификатом пищевых продуктов России не просто не помешали бы, а срочно необходимы. Но ту же систему «Меркурий» властям не удаётся внедрить уже лет семь. Пробовали запустить в 2012 году, но из-за многочисленных недоработок ввод отложили на 2014 год, а затем перенесли на 2018-й. Причем действовать система должна была начать с января, но в последний момент её запуск отложили еще на полгода. И она до сих пор вызывает вопросы у многих участников рынка.

Так, фермеры заявляют, что система «Меркурий» губительна для малого и среднего бизнеса, поскольку его представителям придется серьезно потратиться на программное обеспечение и персонал, который будет заниматься вводом данных в систему. Всё это, мол, непременно найдёт отражение в цене на конечную продукцию – себестоимость вырастет минимум на 3–5%.

Чиновники с ними спорят и заявляют, что «Меркурий», наоборот, поможет бизнесу экономить. Например, на сотрудниках, которые занимались оформлением бумажных сертификатов. В Россельхознадзоре при этом отмечают, что против «Меркурия» выступают в основном переработчики, которые ссылаются на отсутствие ветеринарных рисков в готовой продукции. Но в ведомстве считают, что им просто невыгодны новые правила игры. «Система не позволит скрыто добавить в масло растительные жиры, иными словами, сфальсифицировать продукт», – поясняют здесь.

Так или иначе, но пока около половины российских поставщиков «Меркурий» еще не тестировали. Те из них, кто не успеет это сделать к июлю, в лучшем случае заплатят штраф. В худшем – нарвутся на приостановку работы по требованию надзорного ведомства.

Торговые сети в свою очередь пугают предсказаниями дефицита продуктов в магазинах из-за внедрения этой программы слежения. Так, компания X5 Retail Group (сети «Пятёрочка», «Перекрёсток», «Карусель») сообщила, что только 750 из полутора тысяч её поставщиков установили «Меркурий». Остальные или пока не сообщили о готовности подключиться к системе, или отказались ею пользоваться. И проблема, дескать, не только в мелких региональных поставщиках: из 100 крупнейших более трети тоже до сих пор не протестировали работоспособность системы и не переформатировали под неё свои бизнес-процессы. То же самое рассказывают представители компании «Магнит». По словам ретейлеров, если к июлю ситуация не изменится, поставки продуктов в магазины окажутся под угрозой, а прилавки в магазинах опустеют.

Однако некоторые эксперты считают, что опасения по поводу грядущего дефицита сильно преувеличены. «Конечно, определенные риски здесь существуют. Но если говорить не о количестве поставщиков, а об их вкладе в общий объём розничной торговли, то риски касаются не 50%, а гораздо меньшей величины, – объясняет финансовый аналитик компании «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин («Экономика сегодня»). – Речь, вероятно, идет не больше чем о 10% поставок. Риски распространяются в основном на небольшие компании, которые по финансовым или организационным причинам не успевают своевременно зарегистрироваться в системе».

А меньше ли второе зло?

Интересно, что слухи о перебоях с поставками продовольствия, которые непременно вызовет система «Меркурий», появились сразу после заявления Минпромторга РФ о намерении распространить тестируемую сейчас систему маркировки товаров и на продукты питания. И среди тех, кто противится подключению к «Меркурию», оказалось довольно много сторонников маркировки. Хотя и эта система устраивает не всех (по причине необходимости вложений в подключение к системе и в оборудование для чипирования).

Проект по маркировке в большей степени направлен на борьбу с незаконным оборотом товаров на российском рынке. С 2016 года на территории стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) действует маркировка шуб. Согласно отчёту о результатах реализации пилотного проекта по чипированию меховых изделий, этот рынок уже стремительно обеляется. Если на старте проекта в системе было зарегистрировано 1,6 тыс. субъектов предпринимательства, то по итогам прошлого года – уже 10,2 тыс. участников (Россия и Беларусь). Оборот продукции увеличился в 12 раз в физическом значении, а в стоимостном – в шесть раз.

Разработкой системы сплошной цифровой маркировки товаров в России в форме государственно-частного партнерства занимается Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Цифровая метка, наносимая на товар, содержит данные о наименовании товара, цене, а также дате, месте и времени его производства. По мнению разработчиков системы, этого достаточно, чтобы подтвердить подлинность продукции. В момент сканирования товара при продажах через кассы магазинов данные с метки отображаются в единой системе маркировки.

С прошлого года ведется эксперимент по маркировке лекарств. По данным ФНС, специальные метки стоят на более чем 8 миллионах упаковок. С января текущего года внедряется система маркировки табака. В рамках эксперимента чипировано более 500 тыс. пачек сигарет. Следующие на очереди – пилотные проекты по чипированию обуви и драгоценностей. Потом перейдут к продуктам питания. Пока сроки маркировки провольственных товаров не называются. Но уже известно, что начать Минпромторг хотел бы с кисломолочки.

По сути, здесь действует тот же принцип прослеживания движения товара от производителя до потребителя. Исключая разве что сырьевую составляющую. Но тем, кому не нравится «Меркурий», маркировка кажется более привлекательным вариантом. Меньшим злом, так сказать.

Так, по словам представителей крупных переработчиков молока – компаний Danone и PepsiCo, маркировка в отличие от разрешительной системы «Меркурий» носит уведомительный характер: обеспечивая прослеживаемость продуктов, она информирует систему о движении товара и не тормозит операции. А потому для готовой переработанной продукции маркировка имеет гораздо больше смысла, чем электронная ветеринарная сертификация.

Россельхознадзор с этой позицией не согласен. В ведомстве убеждены, что маркировка не решит проблему фальсификаций на этапе производства готовых продуктов. А потому вопрос о том, станет ли маркировка альтернативой электронной ветсертификиции, всё ещё открыт. Не исключено, что обе системы слежения за товарами и продуктами будут работать параллельно.