Кёльн и соседние города и страны
Для очередного путешествия был выбран Кёльн – самый западный из крупных городов Германии. Поисковик по запросу «экскурсии на русском языке из Кёльна» выдавал обилие фирм с кучей предложений недорогих однодневных экскурсий из этого города по Германии и в соседние Нидерланды, Бельгию и Люксембург. Что и стало одним из основных резонов поездки именно в этот город – такого развитого экскурсионного движения мы еще не встречали.
За первую неделю апреля мы побывали с экскурсиями в трех бельгийских городах – Антверпене, Генте и Брюгге, в Люксембурге (городе и стране) и в Трире, где родился Карл Маркс. Каждая экскурсия – 20 евро, плюс 8–9 евро за работу экскурсовода и небольшие суммы за вход в замки и соборы, где есть какие-то реликвии типа Богоматери с младенцем Иисусом Микеланджело или картин Рубенса. Впрочем, осмотры замков и соборов – по желанию. Кроме того, воспользовавшись картой путешественника федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия, мы прокатились на трамвае в соседний Бонн (бывшая столица ФРГ) и на поезде в Аахен (бывшая столица Карла Великого). Всё удовольствие – 15 евро. Дополнительное удовлетворение, возникшее уже после поездки, – это была последняя неделя, когда курс евро был стабильным и не превышал 72 рублей.
Посмотреть достопримечательности можно в интернете, поэтому ниже о том, что удивило или, не побоюсь этого слова, поразило.
Чистота, нарциссы и развязки
На газонах в Кёльне и других городах северо-запада Европы высажены нарциссы. Высокие, преимущественно желтые. Причем это не клумбы, а так – воткнули однажды луковицы, и они продолжают размножаться вольным путем. Как тюльпаны в куриловской степи близ Новоузенска. В Саратове, на улице, где я живу, на газонах разворачиваются машины. И высаживать на этих условных газонах тюльпаны никому в голову не приходит.
Что поразило – на улицах так чисто, что после недельных прогулок, часто в дождь, белые кроссовки остались белыми, а черные туфли не запылились. И брюки, которые в Саратове в сырую погоду приходится чистить дважды в день, а раз в два-три дня стирать, тоже остались чистыми. И машины с автобусами на дорогах блестят, а не пугают прохожих обросшими грязью боками и нечитаемыми номерами.
Кёльн, как и многие города Германии, во время Второй мировой войны подвергся ковровым бомбардировкам. После войны центр был восстановлен почти полностью. Немцы не застроили его многоэтажками. Здания, сохранившиеся, современные или стилизованные под старину, не превышают четырех-пяти этажей. На узких улочках царит умиротворение и сохраняется средневековый дух.
Несколько магистральных улиц проходит через центр. Движение устроено удивительно разумно: множество развязок, когда одна улица уходит в тоннель, а перпендикулярная остается на поверхности. Минимум светофоров, возле которых могли бы «пастись» полицейские. Штрафы немцам, однако, выписывают. Могут наказать за несоблюдение безопасного интервала между машинами на скоростном шоссе. Стражи порядка используют и вовсе иезуитский прием: машина полицейских может долго ехать рядом по шоссе, в это время они высматривают, не пишет ли водитель СМС-ки, на каком сиденье сидит ребенок, все ли пассажиры пристегнуты. И выписать штраф по результатам такого осмотра.
Кёльн: уличный фастфуд
Индустрия сборщиков бутылок
В Германии не увидишь бутылку, валяющуюся на тротуаре. Более того, за бутылками идет охота. Многие граждане заглядывают в урны: не бросил ли расточительный иностранец бутылку или жестяную банку.
На входе в супермаркеты стоят автоматы, принимающие использованную стеклянную и пластиковую тару. Возле них, как правило, стоят представители индустрии сборщиков бутылок с пакетами и сумками. Закинув свои бутылки в круглое отверстие, получаешь чек, предъявив который на кассе, можно рассчитывать на скидку из расчета от 0,08 до 0,25 евро за бутылку. За 8–10 евро можно накупить пакет еды на добротный ужин. Есть возможность помочь неимущим: для этого вместо кнопки «PHAND» (залог) надо нажать на кнопку»SPENDE» (пожертвование).
Все эти премудрости со сдачей бутылок я изучила по возвращении, осталось только вздыхать по упущенной выгоде. И с ностальгией вспоминать советские времена, когда бутылки из-под лимонада и пива принимали на каждом углу по 12 копеек, а молочные бутылки в магазинах – по 15 копеек. Столько же стоил батон хлеба.
Неподалеку от нашего отеля была крошечная площадь, где в выходные жильцы близлежащих домов выставляли крупногабаритный мусор. Были там холодильник, подвесные полки, кресла и стулья. Желающие могли забрать понравившуюся вещь себе, пока она не оказалась в специальном мусоровозе. До сих пор вспоминаю большую овальную корзину размером метр на полтора. Какая бы получилась креативная клумба для ампельной петуньи!
Не нужна мелочь – пожертвуй!
В Европе есть традиция благодарить водителей экскурсионных автобусов. Экскурсоводы для «благодарности» пускают по рядам специальную емкость – банку или стакан. Предупреждают, что мелкие деньги класть не надо, то есть совсем мелкие центы в Европе недолюбливают. Аналогичное предупреждение висит в соборах у жертвенных ящиков.
Но в Германии проблема мелочи решена оригинально. Во многих магазинах у касс стоят прозрачные коробки с надписями типа «Для бездомных», в которые можно бросить мелкие монетки в 1, 2 или 5 евроцентов. И избавляясь от ненужной мелочи, человек преисполнен гордости от собственного благородства и щедрости.
Трамваи – предмет восхищения и зависти
В Кёльне развито трамвайное движение, причем оно соединено с метро. В центре города можно сесть на трамвай, который выбирается на поверхность за пределами центра. На таком трамвае мы добрались до соседнего Бонна, расположенного в 30 километрах от Кёльна. По дороге видели на полях огромные плантации, закрытые белой пленкой. Так растет спаржа – сейчас самый сезон. Трамваи есть и в Аахене с населением в 255 тысяч человек, и в Трире – 115 тысяч человек.
Но особенно милые трамваи в бельгийских городах: и в полумиллионном Антверпене, и в Генте, что вдвое меньше Антверпена. Трамваи пробираются по маленьким средневековым улочкам, и это так трогательно! Видимо, бороться с этим видом транспорта в пользу автомобилей никому в голову не приходит.
Зато троллейбусов мы нигде не встретили. Конечно, есть городские автобусы. Весь транспорт ходит четко по расписанию – рядом с остановками электронные табло, где высвечивается время прибытия следующего трамвая или автобуса. Такой экзотики, как маршрутки, там нет и в помине. Видать, это вправду африканский вид развития общественного транспорта, о чем не так давно говорили на экономическом форуме в Саратове.
Гент и трамвай