Создавать «зелёный щит» нужно, но по-другому

Оценить
Депутаты Саратовской областной думы забраковали документ, подписанный Александром Ландо

Есть в РФ организация под названием Общероссийский народный фронт (ОНФ). Лидером этой организации является Владимир Владимирович Путин. Это как бы непартийная структура, хотя на самом деле случайных людей в ней нет. Просто действующие карьеристы перемешаны там в причудливом порядке с теми, кто мечтает оказаться в их рядах, но пока притирается около. И вот эта организация два года назад обратилась к своему лидеру с просьбой оградить подмосковные леса от вырубки и застройки. В результате на свет божий появился целый закон про то, что не только вокруг столицы нашей родины Москвы, но и вокруг всех больших городов требуется создать оберегаемые зоны. Закон вступил в действие с 1 января 2017 года. Территориям этим придумали название – «зелёный щит».

Заковыристая инициатива два раза связана с именем Владимира Путина

Недавно эксперты ОНФ сообщили, что в 16 регионах страны уже приняты решения о создании зеленощитных лесопарковых поясов вокруг региональных центров. Остальные пока медлят взять под козырёк. Формально у администраций регионального и муниципального уровня есть возможность тянуть резину как можно дольше.

Постановка на кадастровый учёт границ «зелёного щита» стоит даже не миллионы, а, как минимум, десятки миллионов рублей. В условиях повсеместного бюджетного дефицита, уже задавившего эти уровни власти, отвлекать деньги ещё и на эти, мягко говоря, сомнительные траты никому не хочется. Но в Общероссийском народном фронте не дураки работают. И в законе, подписанном президентом Путиным, было хитро прописано, что тараном для проталкивания границ должны стать общественные палаты регионов.

Ходатайства о создании лесопарковых зеленых поясов были направлены всем 85 региональным общественным палатам. Быстрее всего справились с заданием Воронежская, Ульяновская, Ивановская, Оренбургская, Орловская, Свердловская, Рязанская, Кемеровская, Смоленская, Кировская, Тюменская и Ярославская области, Республики Адыгея и Башкортостан, а также Краснодарский и Ставропольский края.

Саратовская область, может, и очень хотела попасть в число этих молодцов и первенцев, но гвардия председателя Александра Ландо что-то пустила на самотёк, где-то недоработала, чем-то поступилась, и в результате в Саратовскую областную думу принесли такие границы, что все более-менее свободные от диагноза «топографический кретинизм» специалисты схватились за головы и захотели их себе прямо-таки оторвать, лишь бы развидеть раз и навсегда положенные перед ними рисунки. Потому что в ландовский «зелёный щит» попал, например, Новогусельский посёлок – с улицами и почтовыми ящиками на круглогодичных загородных домах.

В Саратове создали документ без оглядки на федеральное законодательство

Честные, смелые и сильные депутаты в таких случаях машут председателю общественной палаты ручкой, отправляя восвояси. Например, в Камчатском крае и Республике Коми, в Курганской и Томской областях депутаты посчитали создание «зелёного щита» нецелесообразным. Но только в бреду можно представить себе, что такой отлуп мог ждать Александра Ландо в Саратовской областной думе. Критиковать, но ни в коем случае никого не обидеть, думское руководство отрядило искушенного в подобных делах депутата Николая Семенца.

Николай Яковлевич недаром пробыл много лет председателем бюджетного комитета. Открывая заседание рабочего совещания по знакомству с документом, присланным из ОПы, он развёл руками и напомнил всем, кто забыл, что из-за дефицита областного бюджета область давно уже в таких долгах, что федеральный минфин вынужден был наложить на региональную власть строгие ограничения по наращиванию расходов. А оплата кадастровых границ щита – именно они и есть. Так что в самом лучшем случае раньше 2019 года и надеяться нечего на прорисовывание новых лесопарковых границ. Вот если в ходе обсуждения бюджета на будущий год депутаты заложат эти траты в бюджет, а потом федеральный минфин посмотрит на них благосклонно, то ещё можно о чём-то как-то предметно говорить.

Но и без этого деликатного денежного вопроса, по словам Семенца, постановление правительства, если посмотреть на него по-хозяйски, не выдерживает критики. Не Семенца, боже упаси. Кто он такой, Семенец, чтобы ставить оценки документу, подписанному Александром Ландо. Есть более компетентные лица, которые единодушно и однозначно сказали, что «не вписывается это постановление в законы». Хотя бы потому, что «ряд территорий вообще не подлежат включению в зеленый пояс».

Вот, например, прокуратура удивлена включением посёлка Новогусельского в границы «зелёного щита». А если его потом исключить, то уменьшится общая площадь лесопаркового пояса, что категорически запрещено федеральным законом.

Создавать «зелёный щит» нужно, но по-другому
Схема планируемых границ «зелёного щита»

«Более качественно надо готовить информацию»

Представитель министерства природных ресурсов Сергей Попов сказал, что они видели постановление, но за Новогусельский не отвечают. Потому что в рамках своих полномочий только проверили, не попадают ли в «зелёный щит» свалки и зоны, отведённые под недропользование. Он пообещал, что в министерстве готовы поработать с администрациями Саратова и других муниципальных образований, которых данный документ затрагивает, и передвинуть границы.

У администрации Саратова было чем ответить областному чиновнику. Начальник отдела перспективного градорегулирования Алексей Шушарин доложил, что проект нового документа противоречит и правилам муниципального зонирования, и планам территориальной застройки трёх муниципальных образований – Саратова, Усть-Курдюмского МО и Расловского МО. «Если говорить о Саратове, то здесь включены уже существующие территории многоэтажной застройки в Солнечном, территории садовых хозяйств и даже перспективные территории для застройки. Это два микрорайона, которые в рамках развития купило с аукциона у федералов КПСО Госжилстрой – 35 и 42 га. На них утверждена документация, – говорил он. Даже на плохом скриншоте комитет по градостроительству в ужасе разглядел, что в лесопарковой зоне оказалась даже часть территории в поселке Мирном, где земля предоставлена многодетным. – У нас уже есть конфликт с министерством экологии в части особо охраняемой природной территории Кумысной поляны, когда администрация предоставила участки многодетным, а они попали в границы ООПТ (Особо охраняемые природные территории. – Ред.). В результате мы забросаны запросами из Генпрокуратуры. И сейчас министерство вносит коррективы. А теперь примем документ, а потом вынуждены будем уменьшать и эту территорию?».

Непонятно саратовским чиновникам, и для чего в «зелёный щит» включили Зелёный остров. Часть его территории входит в горный отвод Гусельского месторождения нефти и газа. И это прямое противоречие федеральному закону. «Более качественно надо готовить информацию», – пенял всем причастным к созданию лесоохранного документа Шушарин.

Кто придумал рисовать давно нарисованное?

«Идеально подходит Кумысная поляна, конечно, – помечтал представитель реготделения Общероссийского народного фронта. Он предложил юристам посмотреть, не будет ли нарушением законодательства именно этот массив подвести под «зелёный щит». – Правовики в Москве говорят, что это не противоречит. Учитывая, что границы Кумысной поляны поставлены на кадастровый учет, ничто не мешает присвоить им еще и статус зеленого пояса».

Представитель Росприроднадзора Александр Бородин тоже, оказывается, пытался разобраться в тупиковой ситуации. Он созвонился с начальником управления лесопользования и попросил объяснить, как в Москве видели задачу, когда согласовывали Указ президента. Выходило, что на самом деле зеленый пояс вокруг Саратова уже создан. И даже координатами обозначено, какие кварталы лесных хозяйств туда входят. «Там не нужно никаких съемок проводить, – уверен теперь Бородин. Он объяснял, что новый статус просто предпишет после санитарных рубок в компенсационном порядке возмещать лес. – И общественность должна за этим следить. Это мнение федеральной службы. А мы рисуем что-то».

Компромиссный промежуточный вариант

– Все согласны, что мы не можем такое постановление принимать? – демократично поинтересовался Николай Семенец.

Никто не посмел возразить. И только заместитель начальника отдела правового обеспечения думы Нина Погорелова напомнила, что в случае, если депутаты не одобрят постановление, то общественной палате всё придётся начинать сначала.

«В федзаконе четко прописана процедура по срокам. В течение 40 дней нужно принять решение либо о создании, либо об отказе», – напомнила она. Если в Саратовской областной думе решили, что создавать щит нужно, но по-другому – это третий, не предусмотренный законом вариант.

– А почему не может общественная палата сама отозвать документ для доработки? – поинтересовался Николай Семенец.

– Не написано, – ответила юрист.

– Мы решили создавать эти зоны, но не так. – Семенец предупредил, что если «не так» нельзя, то комитет по аграрной политике будет вынужден отказать Александру Ландо в его просьбе обнести Саратов зелёным поясом.

Нина Дмитриевна пояснила, что если общественная палата очень хочет провести через думу документ, ей придется доработать его, потом снова выносить его на публичные слушания.

Уж не знаю, как Александр Ландо на это отреагирует, но минприроды торжественно обещало провести работу над ошибками.