Триумф госкапитализма – наша унылая реальность

Оценить
Государство снова декларирует защиту экономических свобод, но всё это – «как будто»

Никакой конкуренции в России нет, потому что бизнес уже даже не пытается состязаться с госпредприятиями за рынки и потребителей. Это стало понятно из всего сказанного и услышанного на заседании Госсовета в прошлый четверг в Кремле (транслировалось на YouTube в прямом эфире). Госссовет во главе с президентом искал виноватых. Всё указывало на губернаторов...

Зона региональной ответственности

«Смотрите, что у нас происходит, – говорил президент губернаторам, созванным на Госсовет по развитию конкуренции. – В общем количестве нарушений антимонопольного законодательства со стороны федеральных органов власти в 2017 году число общих нарушений – 1,2 процента, а региональными и муниципальными органами власти – 98,8 процента». По словам Путина, это говорит о том, что в регионах власти не видят проблемы в том, чтобы «порадеть родному человечку, своим фирмёшкам, ГУПам, МУПам». Нанося тем самым колоссальный ущерб экономике страны, который, правда, присутствующие в зале «просто не ощущают и не чувствуют».

В упрек губернаторам ставилось то, что они крайне редко поощряют конкуренцию в бизнесе у себя на местах. И президенту понятно (а кому, как не ему, всё понимать), что причина такого плачевного положения вещей «в привычном, устоявшемся образе и стиле бюрократического мышления, в отсутствии стремления выстраивать выгодную и региону, и его жителям экономику государственного или муниципального заказа». Проще же работать со своими – ГУПами, МУПами, фирмёшками и т.п., чем выбирать эффективных исполнителей на конкурентном рынке.

Не секрет для президента, что государственные структуры и компании с госучастием занимают те ниши, где мог бы работать малый и средний бизнес, и фактически вытесняют его с рынков, монополизируя их. Отсюда, дескать, и растёт процесс картелизации, этим, мол, и подрываются предпринимательская инициатива и стимулы к открытию своего дела.

«Люди считают, что у них мало шансов пробиться на рынки, плотно занятые госпредприятиями и компаниями с госучастием, что трудно получить государственный или муниципальный заказ в честной конкурентной борьбе. Ведь у государственных структур, компаний с госучастием совершенно другие лоббистские и финансовые возможности. И доступ к кредитам у них тоже намного проще. Да и технологии разыграть торги в свою пользу есть, их достаточно, и мы знаем, как они работают», – говорил президент, и мы ни разу не усомнились, что он и правда ЗНАЕТ.

Чем чаще, тем больше

В общем, президент убеждал губернаторов (наш саратовский Радаев, кстати, там тоже был, и его даже по телевизору показывали), что надо для всех обеспечивать справедливую и равную конкуренцию и перестать уже игнорировать антимонопольное законодательство. Например, ограничивать доступ на свои рынки бизнесу из других регионов. Оно, конечно, понятно, что хочется поддержать местных производителей, но такой подход прямо противоречит принципу единства экономического пространства страны. Подобные тепличные условия «для своих», дескать, искажают и коверкают конкурентную среду.

А без конкуренции не будет бизнеса, а без бизнеса, который хотел бы и мог бы создавать и продавать качественный продукт, не будет никакого прорывного развития страны, которое он, президент, так давно обещает россиянам.

Но вот ведь какая штука. Руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев напомнил, что и в 2009 году перед регионами ставились задачи по развитию конкуренции, и потом и в 2012-м, и в 2015-м, и в 2017-м, и вот уже две недели назад новую программу, где регионам обозначили целевые ориентиры по конкуренции, внесли в правительство РФ. Но ничего за это время не изменилось, «в целом по стране системных перемен к лучшему так и не произошло». А виноваты губернаторы? У нас вот в Саратовской области с 2000 года уже третий губернатор – и каждый виноват?

Про необходимость снижать долю присутствия государства в экономике говорят так же часто. И Путин, и Медведев, и Артемьев – в унисон, по очереди и хором. Но всё это опять же без системных практических перемен. Хотя нет. Перемены есть. Частный бизнес и независимые эксперты-экономисты чем чаще слышат сетования федеральных чиновников на засилье госкомпаний, тем больше их обнаруживают во всех отраслях экономики.

Трансформация и рост

К анализу того, как государство «сокращает» свою долю в экономике, куда девалась честная конкуренция в бизнесе и почему частные компании уступают рынки государственным, подключились и саратовские эксперты.

Андрей Ларин, директор юридического бюро «Аргументъ», практикующий юрист и блогер, обратил внимание, что государство как будто бы декларирует защиту конкуренции и как будто бы осознаёт, что не желает возвращения в СССР. Только вот на практике «никто не обращает на это внимания». В том числе федеральные структуры, призванные обеспечивать эту самую защиту конкуренции, благоприятный деловой климат и экономическую свободу.

«Компаний в России становится всё меньше. В стране растет количество корпоративных банкротств, и эти потери не восполняются созданием новых участников рынка», – отмечает он в своем телеграм-канале. По словам Ларина, статистика показывает превышение «смертности» компаний над их «рождаемостью» на 35%.

«Причины разорения бизнеса, естественно, разнообразны. Но немалая их часть прямо или косвенно связана с позицией государства. Компания в России рискует не выдержать напора проверяющих органов, проиграть в суде ФНС, если та доначислит лишних налогов, или подвергнуться уголовному преследованию, – пишет эксперт-юрист, специализирующийся на услугах для бизнеса. – Последние годы уверенно растет статистика возбуждаемых в стране уголовных дел экономической направленности, 80% из них до суда не доходят, однако по ним проводятся обыски и изъятия, допросы сотрудников и партнеров, накладывается арест на имущество».

По словам эксперта, 2017 год отчетливо продемонстрировал, что государство окончательно перестало задумываться о выживании частного бизнеса. «Если в предыдущие годы было много разговоров о рисках грубого вмешательства государства в экономику, то прошлый год в каком-то смысле подвел под ними черту: триумф госкапитализма уже не образ будущего, а будничная реальность. А последствия этого – расцвет государственных компаний», – говорит Андрей Ларин.

Снижение числа МУП и ФГУП происходит только в отчетах, констатирует эксперт. По сути, ликвидация госкомпаний осуществляется в форме реорганизации, то есть всего лишь трансформации доли государства в экономике в иные формы хозяйствования. «У нас МУПы меняют просто организационно-правовую форму, ничего не меняя при этом, – говорит эксперт. – Вот у нас в регионе есть «Межгородтранс». Вроде коммерческое предприятие, но все акции этой компании принадлежат правительству Саратовской области. И есть большая разница между тем, когда бизнесом управляет частный собственник или какой-то госорган, который действует по определенным правилам и разнарядкам».

Другими словами, по словам Ларина, на деле нет никакого снижения присутствия государства в экономике: в целом его доля составляет уже больше 70 процентов, а экономика при этом продолжает оставаться неэффективной.


[эксперт]

«Государство – это функция, а не владелец или управленец»

О том, чем плох госкапитализм, «Газете недели» объяснял Дмитрий Потапенко, скандально известный эксперт-экономист. Не так давно, комментируя продажу Сергеем Галицким крупнейшей в России торговой сети «Магнит» государственному банку ВТБ, Потапенко предрёк возникновение в России очередной госкорпорации – «Росторга». Мы спросили у эксперта, что в этом ужасного для россиян – потребителей и производителей:

– Производители станут выходить на полки магазинов по партийным билетам. Как в той же авиаотрасли: пожалуйста, летаем, но почему-то всё время нужно подруливать цены. Давайте в Сочи и Крым их сделаем такими, а потом – такими. Хотя [в рыночной экономике] для этого есть один жесточайший механизм, он называется конкуренция. Создайте конкуренцию на любом направлении, и у вас там будут опускаться цены. Конкуренция снижает цены и улучшает качество обслуживания. И это функция государства, как я считаю. Само по себе государство – это функция, а не владелец или управленец.

Есть обычный механизм спроса и предложения. А тут (при государственном регулировании цен. – Прим. ред.) всё зависит от некоего барина, называемого государев управляющий, то есть чиновник. И вы обязаны всё время ему жаловаться.

У нас уже был так называемый народный контроль госпожи Яровой (депутат Госдумы, член партии «Единая Россия». – Прим. ред.), который ходил по Владивостоку и доклёвывался до цен. И почему-то тут же рядом стояли прикормленные производители, которые должны были встать на полки, потому что они якобы местные и якобы отечественные. А потом случайно у дочери госпожи Яровой находится квартира в элитном доме в центре Москвы. Но здесь, как вы понимаете, никакой взаимосвязи нет. Это чистая случайность. Просто талантливая девочка оказалась. Молодая, но талантливая, да.

Раньше у нас было порядка 2010 торговых сетей. Сейчас осталось, по-моему, меньше 900. А вот когда у вас будет монополия из одной крупной сети под названием «Росторг», в которую вольются «Пятёрочка» и «Магнит», входить во все остальные сети производителям будет уже бессмысленно.