Страшно, аж жуть!

Оценить
Страшно, аж жуть!
Депутат Саратовской городской думы Евгений Чернов понимает, что пензенская карточка в руках у Юрия Анфалова – наше саратовское будущее
Общественному транспорту Саратова всё равно придётся ввести безналичный расчёт за билеты

В Нижнем Новгороде на общественном транспорте используются электронные билеты. В Пензе оплатить проезд картой можно с 2011 года. Даже в городе Энгельсе сделана попытка ввести безналичные расчеты за поездку в электротранспорте. И только Саратов уже два года думает – быть или не быть ему современным городом. Чего боятся власти, снова и снова откладывая решение?

Приложи – не промахнёшься

Юрий Рябиков уже рассказывал саратовцам плюсы и минусы электронной оплаты проезда. Они не поняли. В минувшую среду директор компании «Ситикард» из Нижнего Новгорода привёз в Саратов оборудование, которое используется в новом и непонятном для нас процессе. «Наконец воочию посмотрим», – удовлетворенно заявил депутат Саратовской городской думы Дмитрий Кудинов. Такие вот у нас недоверчивые люди собрались на заседание рабочей группы в здании администрации города.

Аппараты выглядели замечательно. Везде на них большие экранчики с крупными надписями. Захочешь – не промахнешься в операции.

Процесс оплаты начинается с того, что на транспортную карту надо завести определённое количество денег. Она становится как бы кошельком пассажира, с которого он потом будет производить списывание средств в каждой поездке. Деньги люди кладут самыми разными способами – через терминалы Сбербанка, с помощью операторов Роспечати и Почты России, пользуясь интернет-сервисом или мобильным телефоном. «Самое развивающееся сейчас – дистанционные сервисы, – говорит Рябиков. – Через сайт оператора можно сделать пополнение, через сбербанк-онлайн и через мобильное приложение «Ситикард», которое можно установить на любой андроид».

Оплату в транспорте производят через специальные устройства. Карту к нему нужно просто приложить. Вся операция занимает доли секунды. Эта скорость – важная составляющая процесса, определённая применённой технологией. Дело в том, что для платежа не нужна связь с банком, в котором лежат деньги клиента. Ему только в конце рабочего дня отправят данные с терминалов, чтобы получить деньги за оказанные услуги. В Нижнем Новгороде таким банком-партнёром компании «Ситикард» выступает Газпромбанк.


[кстати сказать]

Депутаты осторожно поинтересовались у квалифицированных экспертов, почему в Энгельсе «не пошла» внедрённая система безналичной оплаты. Оказалось, что та энгельсская система к той, что предлагают внедрить в Саратове, не имеет никакого отношения. Там установили в транспортных средствах обычные банковские терминалы, которые работают в онлайн-режиме, то есть всякий раз требуется «дозвонка» до банка. Из-за этого каждая операция может длиться минуту и даже дольше. «Это называется – на безрыбье запустили. Эта технология «для земли», для уверенной связи», – пояснили.

Лучше, чем на паспорте

Транспортных карт в Нижнем Новгороде много, потому что они разные. Обычных, стандартных – 11 процентов от выданных. Остальные предназначены разным категориям льготников. Их в городе аж 26. При этом обычные карты человек покупает сам – за 50 рублей. А льготные – бесплатные. Делаются за счёт «Ситикарда».

От обычных карт карты льготников отличаются обязательной фотографией и персональными данными на обратной стороне. Здесь зафиксированы имя, фамилия, отчество, год рождения и код льготной категории. С одной стороны, такой карточкой не обманешь кондуктора, но главное – эти данные нужны для процессингового центра, который ежедневно обрабатывает информацию. По итогам месяца готовится отчёт по льготникам. Он нужен в том числе и для предъявления в социальные службы, через которые органы власти рассчитываются за провоз населения с перевозчиком.

Постоянный информационный обмен с соцзащитой нужен оператору и для уточнения прав льготников.

Как происходит процесс обращения за льготной картой, Рябиков тоже подробно объяснил. И пенсионеры, и школьники обращаются в пункты оператора, в партнёрские пункты Сбербанка или в МФЦ, чтобы оформить заявку. К ней «пришивается» файл с отсканированным СНИЛСом и файл с фото. Фото делают на месте. Все пункты на момент массового оформления карт были оборудованы камерами. «Зная это, люди делали причёски, наряжались, когда шли делать заявку», – улыбается, рассказывая подробности, Рябиков. Но для тех, кто не любит подобных массовых гуляний, у «Ситикарда» есть другое предложение. Подать заявку можно и через спецформу на сайте. Получив её по защищённым каналам связи, работники колл-центра оператора связываются с клиентом и уточняют у него место, где удобнее получить карту. Готова она будет через две недели. Получать придётся лично. И предъявлять подлинники документов.

По опыту Нижнего Новгорода Рябиков советует льготников переводить на транспортные карты постепенно. Месяца четыре всё-таки лучше параллельно использовать и электронные билеты, и «бумагу». Устроить аврал за три недели – большая глупость. Но она может возникнуть, если у городской и областной власти будет разное отношение к электронным билетам. Потому что если какой-то из веток власти не понравится, что сотни миллионов рублей за льготников становятся прозрачными, она может попытаться как можно дольше подержать воду, в которой привыкли плавать, мутной.

В светлое будущее за копейки

Страшно, аж жуть!
Юрий Рябиков – главный популяризатор транспортных карт для саратовской власти

Депутат Евгений Чернов спросил у Рябикова, как отреагировали перевозчики в Нижнем Новгороде на внедрение новой системы оплаты – обрадовались или огорчились? «В зависимости от уровня своего развития, – усмехнулся Юрий. И провёл параллель с торговыми точками, где с недавних пор все расчёты должны идти через контрольно-кассовую технику, и никому не интересно, радуются их хозяева или огорчаются. – Государство сказало – будет так. Уже не обсуждается этот вопрос. 220-й федеральный закон говорит о внедрении универсальной системы оплаты. Можно затянуть чуть-чуть с его исполнением. Но мы должны говорить о прозрачности системы перевозок перед органами власти».

Депутата Вячеслава Тарасова, который на основной работе является заместителем генерального директора ОАО «Автокомбинат-2», все эти новые навороты с оплатой проезда, конечно, интересовали. Но задавал вопросы он осторожно. Понимая, что каждое транспортное средство должно быть укомплектовано оборудованием для списывания денег, спросил, за чей счет предполагается его устанавливать.

Рябиков ответил, что схем может быть несколько. Оператор системы может купить, установить и обслуживать терминалы за свой счёт, а потом брать с перевозчика оговоренный процент с каждой транзакции. Есть вариант, когда терминал передаётся перевозчику в аренду за 600 рублей в месяц. В этом случае процент с каждой транзакции будет меньше. Он снизится ещё, если перевозчик сам купит терминалы, а оператор их прошьёт и дальше будет просто обслуживать.

Минимально оператор соглашается на 4 процента. То есть при сегодняшней цене билета в 18 рублей согласен удовлетвориться 70–80 копейками за каждый проезд обычного пассажира и 96 копейками от проезда льготника. Хотя это очень средняя цифра. И процент может быть оговорено конкретно для каждого перевозчика.

Тарасов спросил, все ли перевозчики в Нижнем Новгороде согласились работать в новой системе. Выяснилось, что весь муниципальный транспорт и два крупных частных перевозчика подключились без сопротивления. Хозяева маршруток вели себя по-разному. Снижают цены за проезд, чтобы переманить к себе пассажиров, и торгуются с властью, требуя предоставить право обслуживания льготников, чтобы потом получать за них деньги из бюджета.

Из позавчерашнего дня предлагается прыгнуть в завтрашний

Системы учёта и контроля на транспорте не замыкаются только на обилечивании. Есть датчики, которые можно подключить к терминалу водителя транспортного средства, чтобы учесть пассажиропоток по времени и расход топлива. Превращение управления общественным транспортом в интеллектуальную систему набирает силу после Госсовета, который состоялся в сентябре прошлого года. Там было множество поручений по искоренению старого, отжившего и серо-чёрного. Уже в ближайшее время будут созданы стандарты транспортного обслуживания населения. Сейчас они носят рекомендательный характер, но скоро станут законом. Есть графики внедрения современных информационных технологий на российском общественном транспорте. Анонсирована борьба с нелегальными перевозками и неоплатой проезда. Есть и пряники в форме мер господдержки. Особенно электрического транспорта.

«Рано или поздно и в Саратове мы к этому, конечно, придём. Но хотелось бы знать, какой период проходит с начала запуска до полной оснащенности транспорта необходимыми устройствами», – поинтересовался Евгений Чернов. Юрий Рябиков ответил, что главный тормоз движения – правовая база, которую придётся создать и в регионе, и в муниципалитете. А технических проблем нет. Обучение проводится за два дня. Срок поставки самых сложных из заказываемых терминалов – 4 месяца. Аппараты для кондуктора приходят в течение месяца.

По словам Рябикова, для того чтобы перевозчики не ушли в минусы, принудительно откликаясь на всё лучшее и новое, что им предлагается, нужно быть готовым менять маршрутную сеть. Потому что «сегодня транспортный процесс устроен по принципу позавчерашнего дня». «У нас транспортные средства загружены 25 процентов. А норматив – 40», – убеждал он.

Нижний Новгород далеко, а Пенза от нас в 200 км

Представитель компании «Транспортная карта города Пензы» Юрий Анфалов рассказал, как в соседнем регионе начали переходить на электронную оплату проезда в общественном транспорте ещё в 2011 году. Создали систему, уникальную для России. Оператором расчётов там выступает МУП. И все городские перевозчики, как миленькие, в системе. По словам гостя из Пензы, оператор работает на перевозчика, потому что тот получает прозрачный механизм своей работы.

«По Пензе мы получили визуальное увеличение на 9–11 процентов по количеству пассажиров, – рассказывал он. – Произошло упорядочивание системы взаимозачетов. В 2013 году в январе в Пензе выдавалось 56 тысяч бумажных проездных социальных билетов, а после ввода системы – 18 тысяч за счет того, что система каждого льготника посчитала. После того как каждый льготник получил свою транспортную карту, в три раза их число сократилось».

Гибкий подход в Пензе и к дачным перевозкам. По словам Анфалова, долгое время компенсация из бюджета на проезд дачников составляла 56–58 млн рублей. Потом ввели карту дачника. Их выдавали, согласовывая списки с садоводческими товариществами. И льготный проезд остался только у обилеченных картой на дачных маршрутах. Для остальных проезд стоил дороже. В первый же год использования таких карт расходы бюджета сократились на 30 млн рублей. А побочным эффектом стала коррекция расписания движения дачных автобусов.

«Вы не думайте, что мы как-то против, – попытался оправдаться депутат Евгений Чернов. – Но какая стоимость проезда у вас была и какая стала после внедрения карты?». Анфалов ответил, что сейчас проезд на муниципальном транспорте стоит 18 рублей. И 19–20 – у коммерческого транспорта. Но до внедрения билеты стоили немного дешевле.

И всё-таки подождём до последнего

Договорились, что комитет дорожного хозяйства администрации города Саратова должен начать разрабатывать дорожную карту по внедрению электронного билета. Сроков комитету не поставили.