«Леонид Гайдай. ЖЗЛ»

Оценить
«Несомненная общедоступность его картин в глазах многих специалистов оборачивается кажущейся простотой: дескать, Гайдай так элементарен, что о нем и рассказывать нечего», – сказано в аннотации.

В серии «ЖЗЛ» издательства «Молодая гвардия» вышла книга Евгения Новицкого «Леонид Гайдай».

Автор книги, прозаик и киновед, столкнулся с очень непростой задачей: как писать о человеке, творчество которого известно не миллионам, а десяткам миллионов наших сограждан? Что еще можно сказать о нем нового, ранее неизвестного?

«Несомненная общедоступность его картин в глазах многих специалистов оборачивается кажущейся простотой: дескать, Гайдай так элементарен, что о нем и рассказывать нечего», – сказано в аннотации. Однако автор оспаривает суждения об «элементарности» Гайдая.

В новой книге режиссер «предстает не просто выдающимся советским комедиографом, но подлинным гением мирового кино, не уступающим таким величинам, как Чарли Чаплин, Федерико Феллини, Ингмар Бергман и Стэнли Кубрик». Как известно, не все киноработы Гайдая были комедиями. Начинал он с «серьезного» фильма «Долгий путь», поставленного по мотивам рассказов Владимира Короленко. А после того, как цензура изуродовала сатирическую комедию «Жених с того света», вырезав из фильма лучшие сцены, режиссер оказался не у дел и вынужден был снимать «идеологически выдержанную» ленту «Трижды воскресший» о пароходике с богатым «историко-революционным» прошлым (примечательно, что сценаристом этой правоверной лабуды был будущий диссидент и эмигрант Александр Галич).

Композитор Никита Богословский, который написал музыку к «Трижды воскресшему», перекочевал и в две следующие, короткометражные ленты Гайдая – «Пес Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики» (обе – 1961 год), где впервые возникло знаменитое гайдаевское трио: Бывалый (Моргунов), Трус (Вицин) и Балбес (Никулин). Годом позже, когда Гайдай экранизирует три новеллы О. Генри, он снимет в фильме двух из трех названных актеров (Никулина и Вицина), а еще там поучаствует Алексей Смирнов, позднее сыгравший одного из «антигероев» в фильме «Операция «Ы» и другие приключения Шурика».

Трудно не согласиться с автором, когда он причисляет к киношедеврам лучшие фильмы Гайдая, снятые им в 60-е и 70-е годы («Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Двенадцать стульев», «Иван Васильевич меняет профессию»), и так же трудно солидаризоваться с Новицким, утверждающим, что, мол, и потом у Гайдая «не было ни одного провального фильма».

Увы, мы видели и «Спортлото-82», где режиссеру катастрофически не повезло с главными героями (впоследствии, кстати, актер Альгис Арлаускас стал постановщиком известных документальных лент), и «Опасно для жизни» (где режиссер снимал фильм по откровенно «некондиционному», несмешному сценарию), и две последние ленты с совсем не «гайдаевским» Дмитрием Харатьяном... Если бы автор книги был чуть более объективен, он мог бы попытаться разобраться в феномене «позднего» Гайдая и в причинах его неудач, но поскольку Новицкий отказался критически воспринять фильмы Гайдая 80-х и начала 90-х, в книге нет анализа, а жаль...