Больничный модерн
Когда я иду со знакомыми мимо «Липок», многие спрашивают, что это за красивое здание напротив, и показывают на знаменитую усадьбу Рейнеке, ныне – областной госпиталь для ветеранов войн. У дома, который многие считают самым красивым памятником модерна в Саратове, очень интересная, но грустная история.
Наряду с Борелями и Шмидтами Рейнеке были богатыми саратовскими мукомолами. Следы их величия сохранились в виде особняков на Чернышевского (ныне управление «Саратовмелиоводхоза»), Яблочкова (теперь здесь базируется областная общественная палата), домов на Мичурина и Вольской, включенных в комплекс «Усадьбы саратовских губернаторов» (областной противотуберкулезный диспансер), и в перепроданном Борелям особняке на Горького и Киселёва (сегодня – учебный корпус № 2 СГЮА). Не стоит забывать про провиантские склады в Рабочем переулке, отданные филиалу Государственного центра современного искусства, и вплотную прилегающий к городу поселок Нижний Рейник, где понемногу разрушается роскошная усадьба.
Но, пожалуй, самым красивым зданием является тот самый особняк Константина Рейнеке на Соборной, 32 (1910–1911 гг.). Не достроив усадьбу на Мичурина и Вольской, Константин Кондратьевич решил выкупить территорию у дома почтового чиновника Никольского, у которого последние месяцы жизни после ссылки провел Чернышевский. В то время имя самого известного нашего земляка не было окружено нынешним ореолом, поэтому преступления против памяти, строив на этом месте новый дом, Рейнеке не совершал.
Проходя по Соборной, вы можете увидеть на входе в здание табличку, где написано, что архитектором дома являлся Фёдор Осипович Шехтель. Этот вопрос до сих пор является спорным. По всей видимости, тут сыграло роль явное сходство со знаменитым московским особняком Степана Рябушинского. Несмотря на то, что почерки обоих зданий похожи, архитектор Андрей Мушта в своих статьях подверг авторство Шехтеля сомнению и предположил, что проектом занимался кто-то из его бывших помощников. Что всё равно не отменяло высокого уровня работы. Например, майолика, украшающая здание, была изготовлена в знаменитой гончарной мастерской «Абрамцево» «под руководством и, судя по всему, при непосредственном участии <...> Саввы Мамонтова».
Увы, здание недолго принадлежало Рейнеке. В 1917 году оно было национализировано, а на рубеже 1917–1918-го захвачено анархистами, которые, как писал в «Днях великих событий» Виктор Бабушкин, выгнали Рейнеке из дома и «в один месяц так разграбили это большое помещение, что я только диву давался: даже дверные ручки отняли от дверей и продали на базаре».
Несмотря на это, дом, у которого нет главного фасада, по-прежнему остается одним из самых красивых зданий города как снаружи, так и внутри: поливные изразцы, удивительные орнаменты, роскошные интерьеры, оформление лестниц, угловые ротонды во дворе и многое другое удивляют. Другое дело, что оценить особняк со всех сторон сложно – вход на территорию закрыт для посторонних. С советских времен в нем размещались различные учреждения, но все они, так или иначе, были медицинской направленности. С 1940-х по 1970-е это и вовсе была больница закрытого типа для работников партийно-советского актива.