Поём и смотрим

Оценить
Памятник песне и современное без границ

Так уж вышло, что главные культурные события минувшей недели пришлись на первую её половину. В их числе – открытие памятника Лидии Руслановой и выставки «Актуальная Россия: Игра в классиков» в музее Радищева на Первомайской.

Памятник песне

Чуть больше года назад, 13 марта 2017-го, губернатор Валерий Радаев анонсировал установки памятников первому режиссеру и основателю саратовского ТЮЗа Юрию Киселёву и великой русской певице Лидии Руслановой. Работу над ними доверили Андрею Щербакову, который причастен практически ко всем известным новым объектам (памятнику Олегу Янковскому, скульптурной композиции в честь Олега Табакова, «Сердцу губернии», барельефу Николая Палькина). К эскизам его новых работ, особенно посвященной Киселёву, многие отнеслись с опаской. Скептически многие горожане были настроены и по отношению к выбору места расположения памятника – в поселке Техстекло. По их мнению, он должен бы был оказаться ближе к центру.

Тем не менее, эскиз Щербакова одобрили и спустя год, 20 марта 2018-го, объявили, что памятник все-таки установят. 3 апреля трехметровую скульптуру из тонированной бронзы торжественно презентовали у областного центра народного творчества (бывшего ДК Техстекло), носящего имя Лидии Руслановой. Как и анонсировал Щербаков, композиционно памятник отсылает к выступлению певицы на открытой импровизированной сцене у стен Рейхстага 2 мая 1945 года.

Открытие прошло с помпой: сотни саратовцев, первые лица саратовской политики, включая губернатора. Он заявил, что «это памятник самой русской песне. В ней отражается всё лучшее, что живет в душе народной: сила и любовь к Родине», а также заметил, что с установкой памятника восстанавливается историческая справедливость.

Новое и современное

Два часа спустя в корпусе Радищевского музея на Первомайской открылась выставка «Актуальная Россия: Игра в классиков». Несмотря на то, что выставка проводится в стенах Радищевского музея, по факту – это первая выездная выставка саратовского филиала Государственного центра современного искусства, который базируется на складах Рейнеке. Ныне склады находятся в удручающем состоянии, и им только предстоит долгий путь преображения, поэтому в холодное время года ГЦСИ делает выездные мероприятия.

Саратов стал одним из городов, которые принимают ежегодную выставку, фиксирующую тренды в мире живописи. В стенах нашего музея разместилось более сотни работ пятидесяти современных художников, в том числе двух земляков – Алины Белоусовой и Игоря Петрова, которых посоветовало местное отделение. Как рассказал куратор выставки Арсений Штейнер, саратовская экспозиция по составу немного отличается от московской. На «Актуальную Россию» попадают и стар и млад, и новаторы, и более склонные к традиционному искусству, и мэтры, и новички. Нет ни тематического, ни жанрового деления, важно только донесение в виде единого потока образа современного искусства страны.

На это обратила внимание на открытии выставки и Тамара Гродскова, президент Радищевского музея. Она заметила, что подобная попытка – представить всё современное без границ – впервые предпринята в стенах музея и города. Эта выставка идет особняком, «она обширна по внутреннему состоянию и посылу». Министр культуры Татьяна Гаранина больше упирала на количество культурных мероприятий: сегодня открыли памятник Руслановой, а не так давно передали музею здание на Радищева, 41 (один из корпусов Поволжского института управления), чтобы у музея было больше площадей, в том числе и под такие выставки. Упомянула Татьяна Анатольевна и про склады Рейнеке, правда, обтекаемо – «начали свою жизнь».

Руководитель Фонда развития современного искусства Иван Демидов призывал власть внимательно смотреть за художниками, писателями и философами, которые фиксируют будущее. После его речи Арсений Штейнер провел экскурсию.

Что можно сказать о самой выставке? Во-первых, несмотря на то, что формально она «без границ», хаоса здесь нет: в начале экспозиции сосредоточены работы, тяготеющие к традиционной живописи, далее идет более современная, а в одном из залов сделан акцент на фотографиях.

Сотню работ, представленных на суд публики, не стоит воспринимать как всеохватную картину современного искусства, хотя на выставке представлено многое, в том числе и из того, что пока не встретишь в Саратове. Например, сюжет картины Алексея Андреева «Призыв» можно полностью посмотреть, только скачав приложение на смартфон и наведя потом камеру на полотно. Александр Захаров и Константин Худяков (тоже, к слову, наш земляк) работают со стереопанелями, реагирующими на движение – в зависимости от ракурса вам видно определенное изображение.

Мощная работа «С.Т.А.Л.К.Е.Р.» Юлии Малининой многопланово рассматривает АЭС как живое существо. Гламурная вечеринка на фоне атомного гриба в «Парадизе» Анны Селиной сразу обращает на себя внимание цветовыми сочетаниями. Также особое внимание привлекает Александра Железнова с циклом работ про министерство черной металлургии. Герои её картин – безмерные чиновники в остроносых туфлях и ушанках, которые то мчатся на конях Апокалипсиса, то склоняют голову на колени шахтера. Художница при этом всячески открещивается от обвинений в сатире, гротеске и антигосударственном искусстве.