Не было их и не будет?

Оценить
На прошедшей неделе одна из журналисток нашей газеты собралась ехать в одно из сел Заволжья – изучить тамошнюю жизнь. Ситуация в селе, в общем-то, обычна: нет воды. Зимой еще обходятся тем, что топят снег, а вот что делать, когда снег сойдет?

На прошедшей неделе одна из журналисток нашей газеты собралась ехать в одно из сел Заволжья – изучить тамошнюю жизнь. Ситуация в селе, в общем-то, обычна: нет воды. Зимой еще обходятся тем, что топят снег, а вот что делать, когда снег сойдет? Но редакционные водители, посовещавшись, выдали единодушный вердикт: не проедем. «А если и проедем, то назад выберемся, только когда подсохнет», – добавил один из них.

Но скоро положение должно измениться коренным образом. Не верится? Вот и нам не верится. Но вице-премьер России Аркадий Дворкович заявил, что планы правительства по повышению НДФЛ на 2 процентных пункта связаны с необходимостью выделять средства на развитие дорожной инфраструктуры. «Дорогами мы должны заниматься в приоритетном режиме. На это будут выделяться ресурсы. Для этого, в том числе, будут повышены налоги, что не может всем нравиться», – заявил вице-премьер на итоговой коллегии федерального Министерства транспорта.

Видите, как хорошо получается. Саратовец со средней зарплатой в 30 тысяч дополнительно заплатит государству 600 рублей в месяц (в год получится 7200), зато наконец-то будет ездить по нормальным дорогам. Но скептики советуют не спешить с восторгами. Дело в том, что деньги на дороги с нас берут регулярно и немало, только дорог как не было, так и нет. Вот, например, пресловутая система «Платон». Кстати, к древнегреческому философу она никакого отношения не имеет, а расшифровывается как «Плата за тонны». Согласно этой системе плата (или штрафы на неуплату) взимаются с водителей грузовых автомобилей весом свыше 12 тонн. Попросту – с дальнобойщиков.

Введение этой системы вызвало массовые протесты по всей стране, и каждое повышение тарифов опять приводит к стачкам. О том, как проходят стачки водителей большегрузных автомобилей, можно посмотреть документальный фильм «Дальнобойщики против «Платона». Год протестов» на «Открытом канале». Планировалось, что ставка за проезд одного километра составит 3 рубля 50 копеек. После протестов ставку снизили до 1 рубля 93 копеек. В этом году она с 1 июля составит 2,15. За свою работу оператор системы «Платон» получает от государства в год 10 с лишним миллиардов. Планируется, что поступления в бюджет составят от 20 до 40 миллиардов. И большая часть этих денег пойдет на ремонт и строительство дорог.

Сколько километров уже отремонтировано на «платоновские» деньги, доподлинно неизвестно, зато известно, что учредитель компании-оператора системы «Платон» – «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС) – отпрыск славного семейства Ротенбергов, Игорь вошел, по данным «Форбс», в число долларовых миллиардеров.

Еще предполагается, что на содержание дорог идут средства, выплаченные владельцами автомобилей в качестве транспортного налога. «Дорожные» проценты есть в акцизах на топливо. Кстати, в 2018 году акцизы на бензин и дизельное топливо выросли с 1 января и еще раз вырастут с 1 июля, оба раза на 50 копеек за литр. Сначала ставка акцизов на бензин экологического класса 5 выросла на 10,7 процента, до 11213 рублей за тонну. В середине года она вырастет до 11892 рублей за тонну. На дизельное топливо размер акциза с 1 января увеличился на 12,7 процента, а с 1 июля итоговая величина составит 8258 рублей за тонну.

Только не надо думать, что обычного «безлошадного» обывателя рост платежей и акцизов никак не касается. Как раз наоборот. Больше платят дальнобойщики – выше цены на товары, которые они к нам привозят. Больше отдают за соляр фермеры – дороже их продукция. Это азбука.

Вопрос в другом – куда деваются эти огромные деньги? Судя по состоянию наших дорог, идут они куда-то не туда. В регионах, как правило, создаются компании, близкие к местному руководству, которые и получают большую часть государственных заказов. В той же Кемеровской области, например, главной дорожной организацией руководил сын бывшего губернатора Дмитрий Тулеев. Надо ли говорить, что большая часть заказов доставалась именно Тулееву-сыну.

У нас в области сейчас главная дорожная организация это ООО «Автотрасса» из Вольска. До недавнего времени она мало была известна. А сейчас её руководитель Гагик Киракосян – депутат областной думы. «Автотрасса» строит северный подъезд к будущему аэропорту. Та же «Автотрасса» выиграла два тендера на обслуживание «Волгоградки» – трассы Р-228 Сызрань – Саратов – Волгоград. Общая сумма двух конкурсов составила миллиард 123 миллиона рублей. Вообще специалисты считают, что обслуживание дорог и их строительство – разные работы, требующие разной специализации и разной техники. Мы, понятное дело, верим, что вольские дорожники справятся со всеми объемами. Только отчего-то всплывают исторические аналогии. Дело в том, что уже был в Саратовской области единственный и главный дорожник Геворг Джлавян. Правда, закончил он эту деятельность печально – судом и тюрьмой. Но это отнюдь не намек, а так, воспоминание.

В заволжские села, мы, конечно же, съездим. Как только туда будет возможно добраться.