Глобальное подтопление

Оценить
Саратовская область готовит превентивные меры, опасаясь масштабного паводка

Помимо открытых люков, в которые проваливаются дети, и глыб снега, падающих на людей с крыш, жителям Саратова и Саратовской области грозит наводнение. В прошлый четверг в областном правительстве обсуждали паводок и вероятное надвигающееся половодье – вода в реках поднимется высоко, приблизится к опасной отметке, а местами значительно её превысит.

«Ситуацию не надо драматизировать, но и упрощать её не стоит», – высказал губернатор пожелание подчинённым и добавил, что безопасность населения превыше всего.

Паводок грядёт беспрецедентный

Пугающие прогнозы членам правительства давал главный метеоролог области Михаил Болтухин. По его словам, снега этой зимой навалило на 23 процента больше климатической нормы. А такого марта, как в этом году, по количеству выпавших осадков область не знала последние 70 лет. Мартовского снега получилось больше месячной нормы на 60 процентов. Морозы почти весь март были «январскими», и почва промерзла в среднем до метра. Но уже с текущей недели начнётся активное таяние и снега, и льда. Малые реки от ледяного плена освободятся где-то ближе к 20 числам апреля, и вода в них, само собой, поднимется.

По словам Болтухина, максимальное повышение уровня воды ожидается на реке Большой Иргиз (в районе Пугачева) – на 6 с лишним метров, что всего на 5 сантиметров ниже опасного уровня. На Малом Иргизе (у села Селезниха) – на 5,5 метра, что уже выше опасной отметки для этой зоны на 30 сантиметров. Хопёр в районе Балашова поднимется на 3 метра – на 30 см ниже опасного уровня. А в целом и в средних значениях малые реки области поднимутся больше чем на 2 метра выше безопасной нормы.

Но всё будет гораздо хуже, если в ближайшее время температура воздуха поднимется выше, чем обещают синоптики, пройдут сильные дожди или начнутся снегопады, если на отдельных участках рек образуются ледовые заторы, а где-то прорвёт плотины. В этом случае ситуация, конечно же, будет куда сложнее той, которая пока вырисовывается. И Болтухин правительство об этом предупредил.

При интенсивном таянии снега, говорит он, всё, что находится в низинах, – затопит. Например, участки дорог или улиц в населенных пунктах, дома или как минимум их подвалы. И эта перспектива касается всех сел и городов, не исключая Саратова.

На Волге половодье начнётся примерно в то же время, что и на малых реках – в третьей декаде апреля. А закончится только к середине июня. Но уже сейчас понятно, что всей воды, которая попала в волжские водохранилища с января по март, по словам Болтухина, значительно больше, чем бывало в прежние годы. Примерно на 70 процентов. И уже сейчас, по имеющимся данным, можно прогнозировать, что уровень самого ёмкого Жигулёвского водохранилища после таяния льда на 3 метра как минимум превысит показатель прошлого года. И всего на 40 см будет ниже нормального подпорного уровня (оптимальная наивысшая отметка водной поверхности водохранилища, которая может длительно поддерживаться подпорным сооружением. – Прим. ред.).

Конечно, в отличие от малых рек, в водохранилищах лишнюю воду в случае чего можно сбросить, но вопрос о сбросе воды, по словам Болтухина, будет решаться на федеральном уровне только во второй половине апреля. Поэтому готовиться надо к худшему сценарию развития событий уже сейчас – внушал он правительственным чиновникам. Потому что если Волга выйдет из берегов, то непременно затопит всё, что есть на них, – турбазы, дачные поселки, лодочные станции и т.п. в Вольском, Воскресенском, Ровенском, Марксовском, Саратовском и Энгельсском районах.

Глобальное подтопление

Как и в прошлом году, и годами ранее, при наихудшем развитии событий, когда грянет «большая вода», в зоне затопления окажутся 22 района области, 76 населённых пунктов и около 12 тысяч человек.

Превентивные меры и план Б

Зампред Александр Буренин отчитывался перед правительством региона о тех мерах, которые предпринимаются для предотвращения «беспрецендентного» природного катаклизма или (если не удастся) ликвидации его последствий. В разработке и принятии упреждающих мер заняты все – от администраций паводкоопасных районов и службы спасения до МЧС и министерства природных ресурсов.

Областная служба спасения назначена отвечать за проведение взрывных работ. Пока определены 7 опасных участков на реках в 7 районах области, где могут образоваться заторы в период ледохода. Но в превентивных целях ледовзрывные работы проводить планируют на 24 участках. Служба спасения Саратовской области запаслась взрывчаткой и собрала команду взрывников, которую в начале марта уже потренировала.

Кстати, на недавней пресс-конференции спасатели рассказывали, что впервые за шесть лет оснащены всем необходимым для борьбы с паводком. А взрывчатки куплено столько, что хватит лет на семь. Правда, только в том случае, если паводок будет таким же, как в последние пять лет. А вот если повторится история 2010–2013 годов, то и запасов на год может не хватить.

Кроме того, по подсказке председателя общественной палаты Саратовской области Александра Ландо, зампред Буренин обещал подумать над приобретением ледокола вскладчину с соседними регионами. Это, дескать, было б лучше, чем каждый год тратить столько денег (о сумме, кстати, и не заикались) на взрывные работы. Сейчас ледокола нет ни в Самаре, ни в Волгограде, а единственный саратовский, как известно, всё ещё затоплен, да и тот в перспективе – музей.

ГУ МЧС региона будет отвечать за работу оперативного штаба, который, в свою очередь, должен в режиме реального времени следить за развитием паводковой ситуации: путём космического мониторинга, воздушного наблюдения (с 13 квадрокоптеров и одного вертолета) и наземного патрулирования.

Из областного бюджета в 14 районов области, где поводок может оказаться наиболее ущербным, готовятся передать 6 миллионов рублей для проведения противопаводковых мероприятий на 44 бесхозных водоемах. Чтобы пропуск талых вод здесь был наименее аварийным. В превентивных же целях в некоторых потенциально затопляемых районах строятся рабочие мосты и организуется лодочная переправа.

На случай форс-мажоров, а также неэффективности превентивных мер разработан план Б – ликвидация последствий. В этой операции планируют задействовать более 13 тысяч специально подготовленных человек и около 4 тысяч единиц техники, а также аэромобильную группу из 100 человек, которую тоже оснастили всем необходимым на случай ЧС.

Если вдруг потребуется эвакуация населения, а это, по словам Буренина, не исключено, для временного размещения граждан подготовили 96 пунктов. Как отметил зампред, отдельно пересчитали «всех инвалидов и неходячих» граждан. А всех беременных женщин решили заранее отправить в районные больницы. Запас материально-технических ресурсов (всего необходимого для ликвидации ЧС и обеспечения жизнедеятельности пострадавшего населения) сделан на сумму свыше 145 миллионов рублей. Финансовый резерв составляет 100 млн рублей.

Губернатор поручил всем ответственным за контроль над паводковой обстановкой еще раз всё хорошенько перепроверить и убедиться, что всё точно готово и работает. Отдельное внимание велел уделить инструктажу населения – люди должны знать, что делать и куда бежать. Главам паводкоопасных районов поручено сообщить гражданам свои телефоны – люди должны иметь возможность напрямую звонить главе.


[кстати сказать]

Последний раз режим ЧС из-за паводка в Саратовской области был введен в апреле 2013 года. Чрезвычайные ситуации сложились тогда сразу в девяти районах – Балтайском, Вольском, Дергачевском, Красноармейском, Марксовском, Озинском, Петровском, Романовском и Балаковском. В некоторых районах дошло до эвакуации граждан. В зоне подтопления оказались около 300 домов и порядка 700 граждан. Ущерб от паводка был оценён тогда в 113 миллионов рублей. По данным областной службы спасения, это самый крупный ущерб за последние пять лет. В случае развития паводковой обстановки 2018 года по наихудшему сценарию ущерб может составить около 120 миллионов рублей.