«Вид с дешевых мест»

Оценить
Эта книга не была написана специально: она возникала постепенно.

В московском издательстве «АСТ» вышел сборник Нила Геймана «Вид с дешевых мест», состоящий из коротких публицистических и литературных текстов писателя.

Эта книга не была написана специально: она возникала постепенно. «В книгу вошли мои речи, эссе и предисловия к другим книгам, – пишет автор. – Некоторые из предисловий я решил включить в издание просто потому, что мне нравятся авторы или книги, которым они предпосланы, и я надеюсь, что моя любовь передастся читателю. А некоторые – потому, что при работе над ними я очень постарался разъяснить какие-то свои убеждения и высказать нечто такое, что – чем черт не шутит! – может даже оказаться важным».

Как известно, в 2001 году судьба писателя резко изменилась: после того как его роман «Американские боги» стал популярным и завоевал две престижные «фантастические» премии, «Хьюго» и «Небьюлу» (обойдя на повороте, кстати, «Проклятие Шалиона» Лоис Буджолд), к автору пришла известность, а вместе с ней – множество издательских предложений, от которых он не мог отказаться. А если учесть, что и до 2001 года он много писал на разные темы, число «околофантастических» (и «околомемуарных») его текстов в итоге весьма значительно.

Понятно, что произведения, включенные в сборник, очень разные. «Среди них, – указывает автор, – есть и серьезные, и легкомысленные, и очень искренние...». Гейман начинает книгу с подборки выступлений, завершает её «личными текстами, написанными от души», а всё, что в середине (статьи о литературе и кино), писатель застенчиво именует «всякой всячиной». Мы узнаем, например, как возник замысел «Коралины» и как повесть превратилась в полнометражное анимационное кино. А еще мы узнаем немало интересных подробностей о том, как снималась экранизация его повести «Звёздная пыль». И так далее.

Еще будучи литературным журналистом, Гейман встречался со многими видными фантастами, а когда он стал знаменит, увеличился и круг его профессионального общения. Таким образом, в книге присутствуют не только читательские, но и личные впечатления о встречах с Дугласом Адамсом («невероятно добрым, феноменально внятным и изумительно отзывчивым человеком») и Терри Пратчеттом (с которым он написал один из романов в соавторстве), Харланом Эллисоном (автором, писавшим «замечательно, страстно и свирепо») и Фрицем Лейбером («титаном», который «умел превосходить ограничения жанра, обыгрывать их и подчинять своему замыслу»), Рэем Брэдбери («он всегда был полон энтузиазма, даже под конец, когда уже ослеп и ездил в инвалидном кресле», «он любил окружающий мир самоотверженно и всей душой») и Стивеном Кингом.

Последний, кстати, говорил о своем знакомом так: «Гейман – настоящая сокровищница историй. То, что он с нами в одном команде, – большая удача». Ближе к финалу книги можно найти эссе и о творчестве писателей, с которыми Гейман, по понятным причинам, встречаться не мог: Брэма Стокера, автора «Дракулы», и Герберта Уэллса, Редьярда Киплинга и Гилберта Кийта Честертона и других. Но почему-то кажется, что если бы они вдруг встретились, им было бы о чем поговорить с автором «Американских богов»...