Саратовский отрезок московского кольца
Одна из новогодних экскурсий по Москве называлась «Брызги шампанского», обещала знакомство с писательской Москвой и начиналась в театре Дома Михаила Булгакова на Большой Садовой улице, 10. И пусть не всё обещанное туристам показали, сославшись на перекрытое для автобусов на новогодние дни движение по Бульварному кольцу, и всё обернулось банальными Воробьевыми горами и Поклонной горой, но начало экскурсии заставило сердце саратовца трепетать от гордости.
Музей Булгакова находится не в самой квартире № 50, где жил мастер, той самой «нехорошей квартире» из романа «Мастер и Маргарита», а в помещении домоуправления. В названной квартире Булгаков жил со своей первой женой Татьяной Лаппа. Тася, как её звал писатель, родом из Саратова. Отец Таси был чиновником высокого ранга – управлял в Саратове казенной палатой. В 1924 году Булгаков развелся с Тасей из-за новой любви. Она потом дважды выходила замуж. Последний муж – врач Давид Кисельгоф любил её с молодости. Умерла Татьяна в Туапсе в 1982 году. В Саратове на углу улиц Вольской и Сакко и Ванцетти на здании казначейской палаты, ныне облсовпрофе, где жила семья Лаппа и часто бывал Булгаков, установлена мемориальная доска, посвященная писателю.
Московский экскурсионный автобус между тем покатил по Садовому кольцу и вскоре доехал до Театра сатиры на Триумфальной площади. А театр этот не что иное, как перестроенный конный цирк – венец цирковой империи братьев Никитиных. Петр, Аким и Дмитрий, основатели первого русского стационарного цирка – родом из Саратова. Выходцы из семьи крепостного, поначалу они были уличными артистами, выступавшими на ярмарках. А потом наши земляки стали успешными предпринимателями, открывшими немало цирков в России.
Автобус развернулся на Триумфальной площади, и вскоре мы доехали до собственного дома архитектора Федора Шехтеля (Большая Садовая, д. 4). «Шехтель – это наше всё» – пафосно заявил экскурсовод. Зодчий, творивший в конце 19 – начале 20 веков, оставил после себя много удивительных зданий в стиле модерн.
Детские годы Федора (Франца-Альберта) прошли в Саратове. И были они весьма драматичными. Мальчику не исполнилось и восьми лет, когда в феврале 1867 года умер его отец Осип, служивший антрепренером в городском театре. Через два месяца умер дядя Франц Шехтель. Братья Шехтели состояли «в нераздельном капитале», в наследство достались лишь огромные долги. Из-за отчаянного положения мать будущего зодчего Дарья Карловна отдала младшего сына Виктора на усыновление чужим людям. Федор стал один из воспитанников местной католической семинарии на казенном коште. Помощь осиротевшей семье оказывал муж двоюродной сестры Шехтеля Екатерины, Тимофей Ефимович Жегин. Богатый человек, меценат, он дружил с братьями Павлом и Сергеем Третьяковыми. В 1871 году он «сосватал» Дарью Карловну в семью Павла Третьякова в качестве экономки. Несмотря на сложный характер родственницы.
В 1873 году скончался попечитель Шехтеля Жегин, летом 1875 года его вдова Екатерина Францевна перебирается в Москву вместе с детьми и домочадцами. Федор поселился вместе с матерью в доме Третьякова, который принял на себя заботу о воспитании будущего архитектора. На этом закончился саратовский период жизни архитектора.
И всё наиболее интересное в новогодней экскурсии по Москве тоже.
(Список источников: Сборник «Годы и люди», А. Мушта «Родная земля зодчего»; «Узнай Москву» um.mos.ru).