Две России

Оценить
«Статус великой державы вовсе не определяется экономикой». Этот статус, по Соловьёву, определяется «Возможностью уничтожить весь мир».

Есть две России. Одна – могущественная держава, способная отразить любую угрозу извне, способная поставить на место любого врага. В этой стране совсем недавно подавляющим большинством избрали нового президента. Не совсем нового, а правившего прежде, но, по словам окружения, он способен меняться. Старый пресс-секретарь нового президента Дмитрий Песков так и говорит: «Новый Путин – это симбиоз Путина, которого мы знаем и вокруг которого мы объединяемся, плюс Путин, который понимает, что нам нужно в будущем. У него же видение намного более широкое, чем у обычного избирателя, поэтому его и поддерживают. Люди знают, что если Путин говорит, куда идти и как идти, то он не бросает слов на ветер». Еще говорят – опять же люди из окружения, что новый Путин, или симбиоз двух Путиных, будет сосредоточен на внутренней повестке дня. Еще бы – на международной арене мы уже добились успехов, оказавшись почти в полной изоляции.

Выборы президента прошли почти идеально. Нет, некоторое число нарушений пришлось признать даже председателю Центральной избирательной комиссии Элле Памфиловой. Немногочисленные вбросы голосов были зафиксированы, говорит она, но они были не в пользу кандидата от власти. Не в пользу Путина то есть. Надо понимать, что учителя и директора школ, пойманные на вбросах, делали это для Максима Сурайкина, Сергея Бабурина или даже, может быть, в пользу Бориса Титова. Ну а что Титов? Чем он хуже?

Чтобы вы не удивлялись, поясним, это телевизионная Россия. Эта самая ТВ-Россия – очень грозная держава. Вот один из фельдмаршалов телеэкрана Дмитрий Киселёв грозится низвести ненавистную ему Англию до уровня каменного века. Другой его сослуживец Владимир Соловьёв мыслит масштабнее: «Статус великой державы вовсе не определяется экономикой». Этот статус, по Соловьёву, определяется «Возможностью уничтожить весь мир».

Попутно мы узнаем о грозных боевых свойствах торпеды «Кит», которая способна уничтожить любой вражеский авианосец. То, что по официальной версии именно торпеда «Кит» погубила летом 2000 года подводный крейсер «Курск», военными пропагандистами не уточняется. Зато следом сообщается новость, что авиационный комплекс имени Ильюшина работает над проектами нового противолодочного самолета, который в будущем может заменить Ил-38, известный как «убийца подлодок».

Что характерно – телевизионная и реальная России практически не пересекаются. Нет, никто не будет спорить, что значительная часть россиян проводит свободное время у телевизора и, возможно, даже с удовольствием смакует слова владельца виллы на итальянском озере Комо Соловьёва о нашей возможности уничтожить весь мир. Но вот о жизни обычных россиян ТВ практически ничего не говорит. Понятно, почему молчат о текущих проблемах – кому это интересно: рост цен, взрывы газа в домах, постоянные катастрофы на дорогах. Но вот на прошедшей неделе случилось две трагедии – и что о них рассказало федеральное телевидение? Практически ничего.

Ни слова не было сказано о том, что происходит в Подмосковье, где выделения мусорного газа привели к отравлению детей в Волоколамске. И тем более ни слова о том, что жители Волоколамска, Балашихи, других городов восстали против жизни на помойке. Понятно, телевидение считает, что российскому зрителю куда интереснее, что там в Украине. Да и жертв не было, и к тому же раскрытие темы свалок могло обидеть влиятельных людей – Сергея Собянина, сына генпрокурора Чайки Артема, губернатора Подмосковья Андрея Воробьёва.

Но молчание федеральных каналов о трагедии в Кемерове – это преступление. Десятки людей, в том числе дети, сгорали заживо в здании старой фабрики, отделанной горючими пластиками. А в это время телевидение рассказывало о бедах Америки и Англии, о скором крахе Украины и отношениях Петра Порошенко и Надежды Савченко. Телезнатоки отвечали на вопросы телезрителей, по НТВ шел нескончаемый сериал и соловьев-киселев, киселев-соловьев до бесконечности.

Нет, а с другой стороны, о чем им рассказывать? О том, что в торгово-развлекательный центр «Зимняя вишня» вообще нельзя было пускать людей? О том, что этот ТРЦ просто опасен для посетителей? Тогда надо искать тех, кто его проектировал, кто ставил свои автографы под многочисленными актами приёмки. Искать тех, кому занесли хозяева ТРЦ, ибо здесь без заноса-отката наверняка не обошлось? Или рассказывать о трусости и подлости губернатора Тулеева? Нет, нельзя, правящий Кузбассом вот уже двадцать один год Тулеев утихомирил некогда бунтарский шахтерский регион и обеспечивает на всех выборах нереально высокий процент голосов за власть.

Этот самый Тулеев не приехал к родным погибших, не приехал на место катастрофы. За одно объяснение этого его надо снимать с должности, ведь в администрации области сказали так: «Кортеж губернатора помешал бы МЧС». Какой кортеж? Вы что, не понимаете, что там дети горят заживо?! Пешком, на коленях, но должен был быть губернатор на пожарище. Нет, глава региона занят тем, что укрепляет свои изрядно пошатнувшиеся позиции. Укрепляет самым популярным на Руси способом – лижет начальству. Вот слова губернатора о Владимире Путине: «При всей своей нечеловеческой занятости нашел время позвонить». Даже трудно представить, как старый или новый Путин должен отнестись к этим словам, когда его благодарят за то, что он обязан сделать.

Так и живут по разные стороны экрана две России. Одна о своем, глобальном, другая о своем, горьком по преимуществу. Но когда надо будет, ТВ-Россия призовет Россию обычную к избирательным урнам. То ли угрозой вражеской, то ли невнятным обещанием лучшей жизни. И пойдут и проголосуют. И снова усядутся у телевизора, не замечая, как полыхает вокруг.