Добраться до Солнечного и перевести дух

Оценить
Как непросто в час пик уехать из центра в спальный район

На минувшей неделе Саратов, если верить сервису «Яндекс.Навигатор», несколько раз замирал в десятибалльных пробках. Улицы родного города на экране смартфонов превращались в темно-бордовые линии. Саратовцы, те, которые работают или учатся в центре, а живут в отдаленных районах, скажем, в Солнечном, вздыхали и нехотя плелись на остановки общественного транспорта, предвкушая долгий и не совсем комфортный путь домой. Вместе с ними до Солнечного попытался добраться корреспондент «Газеты недели в Саратове».

Кто последний?

О том, что проблему транспортной доступности Солнечного нужно решать (и делать это как можно скорее), говорят очереди, которые выстраиваются на 41-ю маршрутку на конечной в районе Крытого рынка (на пересечении улиц Вавилова и Рахова) начиная уже часов с четырёх вечера. Примечательно, что очередей две. Одна длиннее, другая короче. В той, что короче, стоят те, которые «маршруточным» комфортом решили пренебречь – они готовы ехать стоя. Только бы ехать! Стоять в очереди 20–25 минут, а потом удовлетворенно плюхнуться в пассажирское кресло, конечно, приятно. Но в маршрутку набивается ого-го сколько пассажиров. И на тех, кто сидит, запросто может опереться рядом стоящий пассажир или мотылять в такт движению микроавтобуса авоськой прямо перед носом.

«Трамваи не ходят», – негромко сообщает женщина средних лет, отрывая глаза от айфона. Некоторые из стоящих в очереди перестают кидать взгляды, полные надежд, в сторону Мирного переулка. Ждать 11-го трамвая теперь не стоит.

Напряжение в очереди, как и сама очередь, растет – порошащий снег и не думает прекращаться. Плевать он хотел на то, что уже недели как три на календаре весна. На горизонте нет ни одного «сорок первого». Мамочка, стоящая в той очереди, которая длиннее, с двумя детьми школьного возраста, вызывает такси. Своих отпрысков она отправляет в ближайшие магазинчики погреться. «Стойте и в окно смотрите. Как очередь двигаться начнет, то выходите», – даёт детишкам напутствие заботливая родительница. Но очередь начнет двигаться не скоро. Дети ещё пару раз успеют покинуть свой наблюдательный пост в магазине, добежать до мамы и поинтересоваться, почему так долго не едет такси или маршрутка.

«Утром хрен уедешь, вечером хрен приедешь! Я по два часа на работу и с нее добираюсь. Два совка снега выпало, и всё – город встал! Это ни в какие ворота не лезет!» – рассказывает своей подруге другая барышня. Её собеседница в ответ: «Я чтобы нормально до работы доехать, утром сначала до конечной доезжаю. Там сажусь и еду. На моей остановке я автобусу могу только рукой помахать».

За такими разговорами пролетает время ожидания маршрутки. Такси к маме двоих детей приехать не успело. Уже умещаясь в маршрутку, она делает отмену заказа.

В тесноте да не в обиде?

Маршрутка забивается до отказа. Мне даже кажется, что вот-вот она лопнет, а водитель не может с первого раза закрыть дверь – мешается то чья-то сумка, то куртка, то голова. Сначала сидячие места занимают те, кто стоял в первой очереди. Только после этого в маршрутку загружаются теперь уже полноправные пассажиры из «стоячей» очереди. Кто-то из пассажиров, когда дверь уже наконец-то закрылась, командует водителю: «А теперь без остановок до Топольчанской!». Водителю такие советы до лампочки. Он считает, что стоять на двух ногах – непозволительная роскошь. Если каждый постоит на одной, то и пассажиров уместится больше. Он то и дело повторяет крылатую фразу всех маршрутчиков Саратова: «Подвиньтесь! Там полсалона свободно!» и открывает дверь на остановках.

На одной из остановок в маршрутку всё-таки умещается женщина. Не могу сказать, что стало теснее. Уже без разницы: одним человеком больше, одним меньше. Женщина настолько запыхалась, что даже за проезд передает не сразу. «Чё больная ездишь и дышишь на всех тут? Высморкаться, что ли, нельзя?» – тоном матерой учителки начинает отчитывать её какая-то пенсионерка, которая залезла в маршрутку двумя-тремя остановками ранее. Женщина не сразу нашлась, что ответить. Только ещё больше начала шмыгать носом: «При чём тут заражаешь? Я на автобус бежала, вот и запыхалась. Попробуйте по морозу побегать. Я на вас посмотрю».

Другие пассажиры ожидали более затяжной перепалки. Кое-кто даже отвлекся от экранов телефона, а кое-то успел проснуться. Финальный аккорд оказался за подвыпившим пассажиром (разило от него изрядно – можно опьянеть, просто находясь рядом). В давке он пытается развернуться. Стоящие рядом пассажиры интересуются у него, собирается ли он выходить. «Да не. Я просто хочу посмотреть на ту мамзель, которая позволила себе так ... (далее следует непереводимая игра слов с использованием нецензурных выражений)».

Пассажиры, успевшие занять сидячие места, большей частью с пониманием относятся к тем, кто вынужден чуть ли не висеть на поручнях над ними. «Ставьте свою сумку – я подержу», – предлагает бабушка какой-то девчонке. Девчонка с радостью соглашается, ставит свой рюкзак бабушке на колени и благодарит её.

Но есть и такие, в сторону которых лучше не дышать. «Вы не могли телефон убрать? Мне неприятно, когда он у меня перед лицом», «Мои ноги – это бульвар? Аккуратней, пожалуйста. Смотрите, куда наступаете!», «Не тычьте мне сумкой в лицо. Уберите её вообще куда-нибудь» – отпускает такие комментарии в сторону стоящих пассажиров какая-то сварливая бабенка бальзаковского возраста. Она вдруг решила, что восседает не на замызганном сиденье в маршрутке, а минимум в персональном лимузине.

Ну и никуда без дежурных «пробочных» шуток: «Давайте может скинемся и место поближе к светофору купим?», «Да уже и смысла нет домой ехать. Сейчас приедем, а уже на работу собираться».

Лучше синица в руках...

От Пугачевского поселка маршрутка движется вообще еле-еле. Стоять становится невыносимо. Масла в огонь добавляет приложение «Яндекса», в котором практически весь путь до кольца Молочки окрашен в бордовый цвет. Стоять в не пойми каком положении становится еще труднее только при одной мысли, что позади ну никак не половина пути. И ведь пассажиры так путешествуют каждый день!

Первым не выдерживает молодой парень. Он просит водителя высадить его на ближайшей остановке «Улица Навашина»: «Я уже не могу так больше ехать. Я в шахматного коня превратился». «Как будто мы здесь все в дамках», – отвечает кто-то из пассажиров. Прежде чем выйти, парень делится планами относительно того, как добраться до Солнечного и не превратиться окончательно в шахматную фигуру: «Трамваи пошли. Лучше на трамвай пересесть и спокойно доехать». Его совету, кстати, следуют некоторые пассажиры. Правда, свободнее от того, что на остановке мы сбросили балласт в виде нескольких человек, не стало.

Забегая вперед скажу: идея с пересадкой себя не оправдала. В паблике вновь появилось сообщение об очередном простое трамваев.