Стул, на котором он сидит
Наш народный губернатор Валерий Радаев, поддерживаемый населением Саратовской области, великим земляком Вячеславом Володиным и его верным помощником Николаем Панковым, по большому счету, целиком и полностью доверяет немногим.
До недавнего времени абсолютным доверием Радаева пользовались четверо – Дмитрий Лобанов, бывший глава Энгельсского района, заместитель председателя областного правительства Василий Разделкин, руководитель территориального фонда обязательного медицинского страхования по Саратовской области Андрей Саухин и руководитель управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Андрей Андрющенко.
Эта компания сколь странная, столь и неоднородная. Дмитрий Лобанов уже находится под следствием, и перспективы у него не самые хорошие. Вокруг Василия Разделкина тоже сгущаются тучи – он ведь отвечает не только за строительство аэропорта в Сабуровке, но и неофициально курирует пассажирские автобусные перевозки.
Об Андрее Саухине в паблике давно ничего не слышно, но доподлинно известно, что деятельностью его недовольны и в федеральном ФОМСе, и на местном медицинском уровне. Что касается господина Андрющенко, то, помимо всего прочего, он совсем недавно подвергся атаке самого могущественного политика в регионе Сергея Курихина. А это очень серьезный показатель.
Сломанная ножка
О том, что Дмитрий Лобанов когда-нибудь подведет Валерия Радаева под монастырь, говорили все кому не лень. Потому что «шалить» Дмитрий Юрьевич начал чуть ли ни с первого своего дня во власти. То он въедет в толпу на внедорожнике, то размахивает удостоверением и пугает продавщицу в энгельсской пиццерии. А в 2014 году пара энгельсских предпринимателей выложили в сети видео с обвинением Лобанова в вымогательстве, но были осуждены за клевету. После этого официально никто к Лобанову претензий не предъявлял. Но все всё знали.
Знали о подарках в виде домов, разбазаренных землях в природоохранной зоне. При этом, и все это тоже знали, Лобанов пользовался неограниченной поддержкой губернатора Радаева. И это были не только слухи – Валерий Васильевич приезжал в Энгельс по первому зову своего протеже. Открывал всё что можно, благословлял всё, что открывал. В областном центре поводов для высочайших визитов было не меньше, но Радаев руководство Саратова не баловал изначально. По крайней мере, до прихода в первое кресло Михаила Исаева.
На чем основывалось такое безоглядное доверие губернатора – до конца не ясно. Кто-то говорил об общих хвалынских корнях, кто-то – об указаниях с самого верха. Но при этом неоднократно упоминалось о том, что великий Володин Лобанова на дух не выносил и регулярно и настойчиво рекомендовал Радаеву избавиться от ретивого главы. Радаев даже послушался, и Лобанов перестал быть официальным главой Энгельсского района, уверенно считая себя его хозяином. А потом случилось то, что случилось.
И стул, на котором сидит Радаев, стал трехногим.
Если кто помнит еще школьный курс физики и математики, то знает, что наиболее устойчивой является конструкция, опирающаяся на три ноги. Потому что именно через три точки проходит одна плоскость.
Потому сегодня Валерий Радаев пока еще устойчив. Хотя может быть всякое.
И опасность может прийти с любой стороны.
Тишайший
Не секрет, что тишайший Василий Разделкин негласно курирует пассажирские перевозки. Официально минтранспорта находится под Александром Бурениным, но личные отношения, как известно, превыше всего. Потому, например, главный областной автобусный магнат и депутат областной думы Андрей Беликов предпочитает дружить именно с Разделкиным. Насколько материальна эта дружба – история пока умалчивает.
Зато известно, что у Беликова начались проблемы, связанные с бюджетными дотациями на перевозку льготных категорий граждан. И там, по мнению очень компетентных органов, совсем не бьется дебет с кредитом. Что вызывает массу вопросов, ответы на которые могут привести к печальным последствиям. В первую очередь для Беликова, потому как, помимо всего прочего, один его очень влиятельный надзирающий покровитель срочно покинул область и перебрался в другой регион. Ну и боевой настрой компетентных органов со счетов сбрасывать нельзя.
Талантливый
Еще одна опора, точнее, ножка от губернаторского стула – Андрей Саухин. Радаев, например, уверен, что Андрей Николаевич – талантливый экономист.
Как удалось Саухину убедить Радаева в своих незаурядных способностях – известно немногим. Но, скорее всего, это случилось еще в бытность Саухина руководителем Счетной палаты области (и даже чуть раньше, когда он был кассиром нескольких выборных кампаний, проводимый «Единой Россией»). Радаев тогда возглавлял областную думу, которая поедом ела губернатора Павла Ипатова.
Если кто забыл – дума со скоростью бешеного принтера строгала социально значимые, популистские и материально необеспеченные законы и понуждала Ипатова брать кредиты. За эти кредиты область расплачивается по сей день. Саухин тогда играл не последнюю скрипку в оркестре. Он регулярно выявлял нарушения в деятельности правительства, обнаруживал массовые неэффективные траты и пламенно изобличал. Другое дело, что до суда мало что доходило, но сопровождение у депутатов было замечательное. Нет, никто не говорит, что Павел Ипатов был святым, но выглядели дума и Счетная палата не лучшим образом.
После того как Валерий Радаев стал губернатором, Андрей Саухин возглавил Территориальный фонд медицинского страхования, бюджет которого вполне сопоставим с бюджетом области. Надо сказать, что деятельность этого фонда скрыта за семью замками. Впрочем, разобраться в ней депутаты областной думы и не пытаются. Для кого-то это очень сложно и неинтересно, для кого-то небезопасно. Потому как если депутаты, возглавляющие учреждения здравоохранения, начнут копаться в цифрах ТФОМСа, то могут получить, например, неожиданно изменившиеся тарифы на свои услуги. Причем изменившиеся не в лучшую сторону.
Так что, по большому счету, Саухин в должности руководителя ТФОМС прокололся один раз. Когда пару лет назад отказался возвращать в федеральный фонд сэкономленные средства. Именно тогда он убедил губернатора в том, что это идет исключительно на пользу региона. И губернатор так уверовал в миссию Саухина, что настойчивые рекомендации федеральных структур о замене странного начальника терфонда до сих пор не услышаны.
А у федералов есть основания для таких рекомендаций. Регулярно проводимые федеральным ФОМСом проверки показывают очень странный стиль руководства Саухина. Например, объем средств, направляемый в медицинские организации на оплату медицинской помощи, в два раза ниже объема средств, поступивших в виде субвенций из федерального фонда. Об этом говорится на совещаниях, об этом пишется в прессе. Но Радаев свято верит в экономический талант Саухина. Или там дело не только в этом?
Предприимчивый
Андрей Андрющенко тоже очень забавный персонаж. Ныне респектабельный федеральный чиновник некогда привлекался к уголовной ответственности за банальный рэкет в лихих девяностых (по данным ИА «Взгляд»). Но кто не без греха.
Потом Андрющенко руководил спецАТХ Саратова, уже при губернаторе Радаеве возглавлял природоохранный комитет правительства области, и вот он – пик карьеры – руководство Росприроднадзором.
Надо сказать, что нареканий к деятельности Андрея Евгеньевича масса. Жители многих поселков, расположенных на берегах Волги, жалуются на бездеятельность ведомства Андрющенко. Тут речь идет о нарушениях природоохранного законодательства, о том, что людям закрывают доступ к реке. Но, вероятно, это всё нападки недоброжелателей. И вообще, федеральная структура не входит в сферу компетенций регионального губернатора. Зато в сферу его компетенций входят проблемы утилизации мусора. И тут Андрющенко оказался на коне. Именно он отвечает за мусорные полигоны и мусороперерабатывающие предприятия. И этот бизнес отчего-то очень понятен и интересен Радаеву.
Мнимая устойчивость
Как-то так получилось, что за долгие годы нахождения во власти в окружении Валерия Радаева так и не появилось доверенных умных людей. По-настоящему талантливых экономистов, менеджеров, управленцев. Собственно, это вполне объяснимо – мало какой руководитель будет терпеть рядом с собой более образованного, умного, креативного человека. Или тем более команду таких людей. Хотя примеры такого взаимодействия нам известны – это ранний Дмитрий Аяцков и его команда в 1996–2000 годах.
У Валерия Радаева собрать вокруг себя специалистов высшего класса не получилось изначально. Потому он и оказался на трехногом стуле.
Какая из трех ножек, поддерживающих губернатора, закачается и сломается следующей, – сказать сложно. Но в том, что это произойдет, не сомневается никто. Слишком безгранично доверие Радаева к этим персонам. Экономическая подоплека этого доверия не сможет оставаться бесконечно долго вне поля зрения недавно назначенных руководителей силовых структур. А на двух, а тем более на одной ножке усидеть Валерию Радаеву вряд ли удастся. Не та стать...